Камбоджа

Короле́вство Камбо́джа (кхмер. ព្រះរាជាណាចក្រកម្ពុជា, Preăh Réachéanachâkr Kâmpŭchea, некоторое время известна как Кампучия) — государство в Юго-Восточной Азии, на юге полуострова Индокитай, со столицей Пномпень. Площадь — 181 тыс. км². Население — более 13 миллионов человек; свыше 80 % — кхмеры. Конституционная монархия, глава государства — король. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Национальная ассамблея и Сенат). На востоке граничит с Вьетнамом, на севере — с Лаосом, на северо-западе — с Таиландом.

 

Название

Камбоджа — название страны кхмеров, заимствованное из санскрита в связи с господством индуизма и буддизма. В 1975—1989 годах при переводе названия на иностранные языки использовался более близкий к оригинальному кхмерскому названию вариант — Кампучи́я или Кампу́чия (кхмер. កម្ពុជា, Кампутьиэ). Официальными названиями были: Королевство Камбоджа (1953—1970 и с 1993 года), Кхмерская Республика (1970—1975, режим Лон Нола), Демократическая Кампучия (1975—1979, режим «красных кхмеров» Пол Пота), Народная Республика Кампучия (1979—1989, режим союзников Вьетнама), Государство Камбоджа (1989—1993, власти ООН).


История Камбоджи

Современная Камбоджа — расположена на территории многих древних государств. Известно о существовании кхмерского государства ещё в I веке Нашей эры. Современное Королевство Камбоджа сформировалось в нынешней территории на рубеже XX века, но окончательно оформилось лишь во второй его половине.

Археологические исследования доказывают, что на территории современной Камбоджи имелись поселения человека ещё в эпоху верхнего палеолита. Считается, что переход к мезолиту произошёл в XIV тыс. до н. э. (хоабиньская культура). С VII тыс. до н. э. распространяются неолитические культуры. В период позднего неолита (VI-V тыс. до н. э.) в долинах рек появляются крупные земледельческие поселения. Население этого времени относят к австроазиатам, этнически близким к современным горным кхмерам. Они занимались подсечно-огневым земледелием в горных районах и орошаемых долинах. Уже в IV тыс. до н. э. здесь выплавляли медь, в конце III тыс. до н. э. появилась бронза. В эпоху позднего бронзового века использовались мотыга и плуг с бронзовыми лезвиями, металлические серпы. В гончарном ремесле использовался гончарный круг. Было развито ткачество. На рубеже Новой эры начали развиваться торговые и культурные связи с сопредельными территориями, главным образом с Индией. Считается, что формирование ранних государств на территории современной Камбоджи произошло под влиянием индийской культуры.

 

Государство Бапном (Фунань) (68—550 гг.)

Бапном — первое кхмерское государство, занимавшее юго-восточную часть современной Камбоджи, в дельте реки Меконг. Первоначально в состав территории Бапнома входили земли от озера Тонлесап до устья Меконга. Впоследствии, в результате завоеваний, эта территория была существенно расширена. Столица — Вадхьяпура. Государство Бапном существовало в I—V веках н. э.

 

Ченла (550—802 гг.)

Государство Ченла первоначально было одним из вассальных государств на территории Бапном. В конце VI века Бапном постепенно приходит в упадок, в то время, как Ченла укрепляется и постепенно завоевывает практически всю территорию Бапном. Впоследствии Ченла разделилась на два государства: Северное (Ченла Земли) и Южное (Ченла Воды). Центр Ченлы Земли находился на территории нынешней лаосской провинции Тямпасак, а прибрежные районы и дельта Меконга принадлежали Ченле Воды.

 

Ангкорский период (802—1431)

Период расцвета крупного феодального государства Камбуджадеша на территории Индокитая, объединенного вокруг древней кхмерской столицы Ангкор. В литературе также именуется, как Кхмерская империя или Ангкорское королевство. Существовало в IX—XIII веках и включало в себя территории современных Камбоджи, Таиланда и Лаоса.

 

Послеангкорский период (1351—1863)

В XIV веке Кхмерская империя постепенно теряет своё могущество. Это связано с появлением мощного соперника — тайского государства Аютия. В 1353 году тайская армия захватывает Ангкор. Впоследствии город несколько раз освобождается и вновь захватывается. В результате непрекращающихся столкновений с Аютией в 1431 году столица была перенесена в Пномпень.

С этого момента и до середины XIX века страну раздирают междоусобицы и постоянная борьба с Аютией (Сиамом), а затем и с Дайвьетом (Вьетнамом). При этом, камбоджийские монархи иногда прибегают к помощи крупнейших морских держав: Испании, Португалии а позже Франции. Периоды процветания страны сменялись периодами упадка. При этом, создавались новые династические линии, столицей государства становились Ловек, Шрисофур и Удонг.

 

Колониальная Камбоджа (1863—1953)

 

- Утрата независимости

11 августа 1863 года, стремясь избавиться от вмешательства Сиама, король Нородом (прав. 1860—1904) подписал с Францией тайный договор о французском протекторате над Камбоджей. Это вызвало противодействие Сиама, однако 3 марта 1864 года французские войска заняли столицу. Над королевским дворцом был водружен французский флаг. Договор о протекторате был ратифицирован. С этого момента Камбоджа утратила независимость.

В 1866 году столица страны была перенесена в Пномпень. В 1867 году Франция и Сиам подписали соглашение о разделе Камбоджи, в результате которого к Сиаму отошли провинции Баттамбанг и Ангкор, однако в начале XX века эти провинции были возвращены в результате франко-сиамских войн и последующих договоров (1904, 1907).

Под давлением Франции в конце 70-х годов XIX века в Камбодже были осуществлены политические реформы, существенно ограничившие власть короля. Был учрежден Верховный суд, однако его юрисдикция не распространялась на европейцев. Колониальная администрация постепенно концентрировала у себя всё больше властных полномочий. Это вызывало недовольство населения и в начале 80-х годов 19-го века по стране прокатилась волна восстаний, которые были подавлены.

 

- В составе Индокитайского союза

17 октября 1887 года Камбоджа была официально включена в состав Индокитайского союза — объединения колониальных владений Франции в Индокитае, которым руководил генерал-губернатор. Королевская власть в Камбодже сохранилась, но король оказался полностью зависим от французской колониальной администрации.

Французский протекторат над Камбоджей имел определенные позитивные стороны. Так, ещё в конце 70-х годов XIX века в стране было отменено пожизненное рабство, создавались рыночные экономические и юридические институты. В то же время, французская администрация сосредоточила в своих руках фискальные функции, в результате чего король и его администрация оказались в полной финансовой зависимости от французских резидентов.

С 1897 года король фактически утратил рычаги государственного управления, оставаясь лишь главой буддисткого духовенства. Формально он издавал указы, но они становились действительными только после утверждения французского наместника.

 

- Под французским протекторатом

После смерти короля Нородома престол занял Сисоват (прав. 1904—1927), двор которого находился на содержании генерал-губернаторства. Фактически страной правил кабинет министров, который возглавлял французский наместник. Однако в 1913 году французская администрация начала вводить первые элементы парламентаризма: появилась т. н. консультативная ассамблея, часть членов которой избиралась. В том же году было установлено равенство перед законом кхмеров и европейцев.

Французский протекторат способствовал развитию городской и транспортной инфраструктуры, совершенствовались системы образования и здравоохранения. Так, с 1911 года существовал королевский лицей, носивший имя Сисовата и последующих королей — первое светское образовательное учреждение. В Камбодже появились и промышленные предприятия.

Появление рабочего класса способствовало и росту национального самосознания. На протяжение ряда лет в различных провинциях вспыхивали крестьянские восстания, а на рубеже 30-х годов уже появилось забастовочное движение. В 1930 году в Индокитае была создана коммунистическая партия, а с 1935 года началось объединение национально-освободительных групп вокруг молодого лидера Сон Нгок Тханя. В этот период королем Камбоджи был Монивонг (прав.1927—1941).

 

- В годы Второй мировой войны

Национально-освободительное движение заставило французскую администрацию пойти на многочисленные уступки. В 1940 году было принято решение заменить консультативную ассамблею Палатой народных представителей, депутаты которых избирались. Однако, начало Второй мировой войны помешало дальнейшему развитию демократических процессов.

Первоначально, воспользовавшись слабостью Франции после поражения от Германии, свои претензии на Камбоджу предъявил Таиланд при поддержке Японии. Позднее Япония оккупировала территорию Камбоджи, превратив её в свою военную базу, хотя формально французский протекторат признавался и французская администрация действовала в соответствии с договором между Японией и правительством Виши. Лишь в начале 1945 года Япония полностью распустила французскую администрацию. При поддержке Японии в Камбодже было создано националистическое правительство во главе с Сон Нгок Тханем, которое просуществовало лишь несколько месяцев. После поражения Японии во Второй мировой войне французские войска вновь заняли территорию Камбоджи, а правительство Сон Нгок Тханя было арестовано.


- Путь к независимости

Французская административная власть в стране была восстановлена, однако в 1946 году между правительством короля Нородома Сианука (прав. 1941—1955, 1993—2004) был заключен временный договор об автономии в рамках Индокитайской Федерации. С этого момента в Камбодже началась активная политическая жизнь. В сентябре 1946 года состоялись выборы в Народную палату, в которых победила Демократическая партия Камбоджи. Правительство страны возглавил принц Ютевонг. В 1947 году была провозглашена конституция Камбоджи, как автономии в составе Французского союза и на её основе проведены новые выборы в Национальное собрание, которые также выиграла Демократическая партия, признававшая французский протекторат. В тот же период возникло прокоммунистическое партизанское движение Кхмер Иссарак, добивавшееся полной независимости Камбоджи. Это движение нанесло существенный урон французским силам. В таких условиях Франция была вынуждена начать переговоры о предоставлении Камбодже независимости. В ноябре 1949 был подписан договор, согласно которому Франция признавала Камбоджу независимым государством, а Камбоджа, в свою очередь, добровольно присоединялась к Французскому союзу.

Этот договор вызвал раскол в камбоджийских политических кругах, против него выступило большинство членов Национального собрания, однако под нажимом Франции Национальное собрание было распущено. Это способствовало активизации Кхмер Иссарак, которое контролировало часть территории страны и созвало в апреле 1950 Конгресс народных представителей. Так был образован Национальный фронт Камбоджи, предпочтительные позиции в котором занимали коммунисты, объединившиеся в феврале 1951 в Народно-революционную партию Камбоджи (НРПК). При этом, националисты оказались в оппозиции как официальной власти, так и Национальному фронту. Их лидер Сон Нгок Тхань со своей стороны создал на территории Таиланда, антикоммунистическую и антифранцузскую боевую организацию Кхмер Серей.

В условиях фактической гражданской войны король Нородом Сианук в январе 1953 распустил Национальное собрание и ввел чрезвычайное положение. При этом он объявил о стремлении к полной независимости страны, что способствовало замирению с повстанцами. Этому способствовала и личность Сианука, который отчасти разделял и националистические и социалистические взгляды. В результате переговоров с Францией 9 ноября 1953 года было официально объявлено о прекращении деятельности французской администрации в Камбодже. В тот же день из Пномпеня были выведены французские войска. Этот день официально считается Днем независимости Камбоджи. Однако и после этого на части территории французские и вьетнамские войска ещё оставались, а Камбоджа формально входила в состав Французского союза. Лишь в результате решений Женевской конференции 1954 года иностранные войска полностью покинули страну. 25 сентября 1955 Камбоджа заявила о выходе из Французского союза и, таким образом, независимость государства была полностью восстановлена.

 

Новейшая история

 

- Первые годы после восстановления независимости

Молодой король Нородом Сианук, воодушевленный достигнутыми успехами принял решение сложить с себя королевские полномочия, чтобы реально заняться политической деятельностью. 2 марта 1955 года он отрекся от престола в пользу своего отца Нородома Сурамарита (прав. 1955—1960). Однако, фактически Сианук сохранил за собой управление страной, возглавив кабинет министров.

Сианук создал левоцентристское общественно-политическое объединение Народное социалистическое сообщество (Сангкум), объединившее большинство ведущих политических сил страны. Основной доктриной этого объединения стало создание в Камбодже национально-буддистского либерального социализма при сохранении монархии. Эти эклектические идеи, благодаря умелой пропаганде, позволили Сиануку уже к 1960 году объединить в Сангкум уже миллиона кампучийцев.

Внутренняя разнородность и противоречия внутри правящей организации приводили к частой смене правительственных кабинетов. Но чаще всего их возглавлял в этот период сам Сианук (1955—1956, 1956, 1957, 1958—1960, 1961). В 1959 году была предпринята неудачная попытка правого государственного переворота со стороны Сам Сари и сторонников Кхмер Серей во главе с Сон Нгок Тханем.

Правительства партии Сангкум провели ряд реформ: ограничили ростовщичество, создали кредитные и снабженческо-сбытовые кооперативы в деревне, поощряли развитие национального частного предпринимательства при одновременном ограничении иностранного капитала. Был учрежден Национальный банк Камбоджи и введена в обращение национальная валюта. Государство выкупило у французских компаний некоторые промышленные и коммунальные предприятия. Активно развивались государственный и смешанный секторы экономики. Во внешней политике камбоджийское правительство проводило нейтралистский курс. Оно договорилось в 1955 году с США о предоставлении американской экономической и военной помощи, но отказалось войти в военный блок СЕАТО, а в 1956 году установило дипломатические отношения с СССР. Осенью 1957 Национальное собрание приняло Акт о нейтралитете.

После смерти короля Нородома Сурамарита в апреле 1960 года королевский трон формально остался не занят, а главой государства стал бывший король, принц Нородом Сианук.

В последующие году правящую партию Сангкум раздирали внутренние противоречия между левыми и правыми. Сианук фактически потерял контроль над объединением и вынужден был проводить политику примирения. Социалистические реформы не принесли желаемого успеха. В 1966 году в результате выборов в Национальное собрание власть перешла к правым силам во главе с генералом Лон Нолом. Одновременно оппозиция правительству, возглавляемая коммунистами, начала формирование вооруженных повстанческих отрядов (Красные Кхмеры). Таким образом, во второй половине 60-х годов 20-го века в Камбодже вновь разгорается гражданская война.

Сианук пытался лавировать между правыми и левыми силами, однако в результате не получил поддержки ни тех, ни других. В условиях ухудшающейся экономической ситуации, усугубленной засухой 1969-го года, в августе 1969 года Сианук поручил Лон Нолу сформировать «правительство спасения». Лон Нол, ориентированный на США, готовил смещение Сианука и это удалось в марте 1970, когда принц выехал на лечение. Фактически был совершен государственный переворот. Лон Нол добился того, что Национальное собрание проголосовало за смещение Сианука с поста главы государства. С этого момента гражданская война в Камбоже развернулась в полной мере. Красные Кхмеры использовали идею возвращения Сианука к власти. Лон Нол же призвал на помощь войска Южного Вьетнама и части вооруженных сил США.

 

- Режим Пол Пота

Несмотря на усилия иностранных интервентов, «красные кхмеры» под руководством Пол Пота одержали победу и в 1975 году вступили в столицу. Режим Лон Нола (Кхмерская республика) был свергнут, а сам он бежал. В течение года формально главой государства считался принц Нородом Сианук, а премьер-министром — Пенн Нут, однако оба находились под домашним арестом и политической роли не играли.

Фактически власть перешла к коммунистам-маоистам «красным кхмерам», которые установили в стране политическую диктатуру. Они объявили о начале «революционного эксперимента» для построения в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества».

Государство Камбоджа было переименовано в Демократическую Кампучию. Год прихода к власти «красных кхмеров» был объявлен нулевым.

Была введена специфическая лексика, напоминающая новояз, литературные слова, вплоть до слов вроде «мать» или «отец», заменялись диалектными, были отменены стандартные для языков Юго-Восточной Азии формы вежливости.

Имена и портреты руководителей страны (Пол Пот — официально Брат № 1, Нуон Чеа — Брат № 2, Иенг Сари — Брат № 3, Та Мок — Брат № 4, Кхиеу Сампхан — Брат № 5) держались в тайне от населения.

Демократическая Кампучия была почти полностью изолирована от внешнего мира, полноценные дипломатические контакты поддерживались только с Китаем, Албанией и Северной Кореей, частичные — с Румынией и Францией.

Внутренняя политика «красных кхмеров» была закрытой от внешнего мира, вся сущность режима выяснилась позже. В течение пяти лет истории Демократической Кампучии нарушения прав и свобод человека, включая право на жизнь, затрагивали значительную часть населения.

В условиях Камбоджи создавалась специфическая форма «казарменного коммунизма» и "аграрного социализма, основанная на идеях Пол Пота.

На первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений, преследование буддистских монахов и вообще полный запрет какой-либо религии, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней.

Согласно идее Пол Пота, для строительства «светлого будущего» стране был необходим «один миллион преданных людей». Таким образом, остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться.

Все граждане были обязаны работать. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны с 18-20-часовым рабочим днём, в которых местное бедное и среднее крестьянство и согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом — в основном высаживанием риса. В коммунах размещали горожан, вывозимых из городов при «эвакуации в связи с угрозой американского наступления».

Обобществлённых детей изолировали в концлагеря, где им должны были привить любовь к действующему режиму и Пол Поту, а также заставить их ненавидеть своих родителей. В армию «красных кхмеров» забирали подростков — им выдавалось оружие и практически вся локальная власть оставалась за ними. Они патрулировали улицы, надзирали за работой на плантациях, жестоко пытали и уничтожали людей.

Были «отменены» (полностью уничтожены) медицина, система образования. Больницы, школы, вузы были закрыты. Были запрещены деньги, иностранные языки, иностранные книги. Было запрещено писать и читать что-либо, кроме указов и прочих документов командования. Ношение очков рассматривалось как неблагонадёжность и служило одним из пунктов обвинений вплоть до расстрелов.

Воров карали расстрелом без суда. Смертная казнь грозила и осуществлялась за малейшую провинность (например, рождение ребёнка без разрешения руководства коммуны, за «ностальгию» по дореволюционным временам, сорванный с дерева банан, собранный с поля после уборки урожая рис и т. п.), практиковался геноцид по национальным и социальным параметрам — уничтожались этнические китайцы, вьетнамцы, отдельные чамские народы, бывшие представители господствующих классов и даже имеющие высшее образование, большая часть студентов, педагогов, буддийских монахов, врачи.

В результате гражданской войны и действий режима «красных кхмеров» страна пришла в упадок. В ходе репрессий убито, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек — точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей; по отношению числа уничтоженных к общему количеству населения режим «красных кхмеров» — один из самых жестоких режимов в истории человечества. Официальная оценка правительства и народно-революционного трибунала Народной Республики Кампучия содержит число 2,75 миллиона человек, погибших от преступлений «красных кхмеров».


- Война с Вьетнамом

В 1978 г. экономика страны была полностью истощена, и Пол Пот развязал войну с Вьетнамом. Однако на сторону вьетнамцев практически сразу же начали переходить большие группы Красных Кхмеров, недовольных репрессиями. 7 января 1979 г. вьетнамские войска вошли в Пномпень и оккупировали большую часть территории страны. Красные Кхмеры сохранили за собой контроль ряда западных территорий.

 

- Народная республика Кампучия

На территории, подконтрольной Вьетнамской армии власть была передана Народно-революционному совету Народно-революционной партии Кампучии во главе с Хенг Самрином. При этом, сама страна была переименована в Народную республику Кампучия. Согласно конституции 1981 года высшим органом государственной власти стал Государственный совет, под председательством Хенг Самрина, который назначал Совет министров.

Администрация Хенг Самрина предприняла меры по преодолению последствий режима Пол Пота: постепенно восстанавливались города, промышленные предприятия, была восстановлена денежная система, осуществлены реформы в сельском хозяйстве. Также были восстановлены институты буддизма.

Однако, провьетнамский характер политики режима Хенг Самрина не способствовал национальному единению. В рядах Красных Кхмеров национально-освободительные настроения восторжествовали над марксисткими и уже в 1981 году Пол Пот был частично устранен от руководства, Коммунистическая партия Камбоджи была распущена, а на её основе создана Партия за Демократическую Кампучию под руководством Сон Санна и Кхиеу Самфан, которая заявила о своем отказе от марксизма-ленинизма, признала принципы рыночной экономики и попросила прощение за репрессии, осуществленные в период правления «красных кхмеров».

В июне 1982 Партия за демократическую Кампучию, сторонники принца Сианука (Движение за национальное освобождение) и приверженцы Сон Санна (Национально-освободительный фронт кхмерского народа) образовали Коалиционное правительство Демократической Кампучии, получившее официальное признание ООН. Сианук был объявлен президентом Демократической Кампучии, а Сон Санн — премьер-министром.

 

- Снова Камбоджа

В 1987 правительство Народной Республики Кампучия во главе с Хун Сеном было вынуждено согласиться на диалог с оппозицией, вывод вьетнамских войск и проведение свободных выборов под контролем ООН. В апреле 1989 была страна переименована в Государство Камбоджа, в июле Национальное собрание в Пномпене одобрило декларацию о постоянном нейтралитете страны, и к концу сентября 1989 из неё были выведены вьетнамские войска.

23 октября 1991 на Международной конференции по Камбодже в Париже были подписаны Соглашение о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта, Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства, а также Декларация о восстановлении и реконструкции. С ноября того же года в стране осуществлялась миротворческая операция ООН, которую координировал Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК). На период её проведения высшим органом власти в стране являлся Высший национальный совет, чья деятельность регламентировалась Парижскими соглашениями. В него вошли 6 представителей Государства и по 2 представителя от «красных кхмеров», сторонников Сианука и Сон Санна. Одновременно оба лагеря сохраняли до проведения всеобщих выборов собственные органы власти.

В мае 1993 под международным наблюдением и контролем ООН в Камбодже были проведены многопартийные выборы в Конституционное собрание. В них приняли участие основные политические группировки и течения, за исключением Красных кхмеров. Победу одержали сторонники Сианука, создавшие Национальный объединенный фронт за независимую, нейтральную, мирную Камбоджу (ФУНСИНПЕК).

 

- Королевство Камбоджа

21 сентября 1993 Конституционное собрание приняло новую конституцию страны. В соответствии с ней, Королевство Камбоджа становилась конституционной монархией с многопартийной системой. 24 сентября 1993 года Нородом Сианук официально вернулся на королевский трон.

Красные кхмеры, по-прежнему контролировавшие значительную часть территории и обладавшие значительными вооруженными силами, заявили о признании Сианука королем, но не признали конституцию в полной мере. С начала 1994 между ними и правительственными войсками вновь развернулись бои. В июле 1994 года Национальное собрание объявило Красных кхмеров вне закона. Тогда же состоялась неудачная попытка государственного переворота, организованная бывшим министром внутренних дел Син Сонгом и сыном Сианука — принцем Нородомом Чакрапонгом.

Положение правительства стало укрепляться с 1996 года, после того, как в лагере Красных кхмеров наметился раскол: один из бывших соратников Пол Пота Иенг Сари со своими сторонниками прекратили вооруженную борьбу и создали новую партию — Национально-демократическое движение, которая заключила мирное соглашение с правительством. В конце того же года тысячи бойцов Красных кхмеров стали переходить на сторону правительственной армии. Лидеры Красных Кхмеров, под давлением обстоятельств в июле 1997 были вынуждены приговорить Пол Пота к пожизненному аресту. Но это не способствовало их легитимации, а лишь усилило раскол. В декабре 1998 года последние боевики Красных кхмеров сложили оружие. Многолетняя гражданская война была окончена. Однако, западные области страны на границе с Таиландом продолжал контролировать бывший соратник Пол Пота, Иенг Сари, подписавший перемирие с правительством Хун Сена.

7 октября 2004 король Нородом Сианук отрёкся от престола, а 14 октября 2004 Королевским советом Камбоджи был провозглашён новый король — Нородом Сиамони.

 

География

Камбоджа расположена в юго-восточной Азии, в южной части полуострова Индокитай. Граничит с Вьетнамом (на востоке), Лаосом (на северо-востоке) и Таиландом (на севере и северо-западе); на юге и юго-западе омывается водами Сиамского залива. Протяжённость границ составляет: с Вьетнамом — 1228 км, с Таиландом — 803 км, с Лаосом — 541 км; длина береговой линии — 443 км. Площадь государства составляет 181 040 км².

 

Рельеф

Территория страны находится в нескольких чётко выраженных географических регионах. Большая часть Камбоджи (около 75 %) представлена бассейном озера Тонлесап и низменностью реки Меконг. Эти равнинные области обрамляются горными хребтами: горами Кравань (на юго-западе), хребтами Элефан (на юге) и Дангрэк (на севере). Возвышенности на северо-востоке страны сливаются с Центральным нагорьем Вьетнама. Бассейн Тонлесапа и Меконга соединяются с равнинами центрального Таиланда (на западе) и с вьетнамской дельтой Меконга (на юго-востоке). Кроме того, долина Меконга отделяет хребет Элефан от возвышенностей северо-востока.

Горы Кравань расположены в направлении с северо-запада на юго-восток, достигают высот более 1500 м. Высшая точка Камбоджи, гора Ораль, находится в восточной части хребта и составляет 1813 м над уровнем моря. Хребет Элефан служит продолжением гор Кравань дальше на юго-восток, высоты составляют от 500 до 1000 м. К юго-западу от этих двух горных систем находится узкая прибрежная равнина Кампонгсаомбай, примыкающая к Сиамскому заливу. Невысокий хребет Дангрэк служит северной границей бассейна Тонлесап и проходит по границе с Таиландом. Средние высоты составляют всего около 500 м, а высшая точка превышает 750 м над уровнем моря. К северу от хребта находится плато Корат, занимающее северо-восток Таиланда.

 

Внутренние воды

За исключением небольших речек на юго-западе страны, большая часть рек Камбоджи принадлежит к бассейну озера Тонлесап и реки Меконг. Горы Кравань и Дангрэк служат водоразделами. Камбодже принадлежит значительный участок Меконга; от лаосской границы до городка Кратье река течёт на юг, затем поворачивает на юго-запад, а от Пномпеня течёт уже на юго-восток вплоть до впадения в Южно-Китайское море. Водоток в озеро Тонлесап носит сезонный характер. Во время сезона дождей воды реки Тонлесап, текущей из озера в Меконг поворачивают вспять, в результате чего площадь озера увеличивается в несколько раз. Ежегодные разливы Тонлесапа приводят к заболачиванию обширных территорий вокруг озера.

 

Климат

Климат Камбоджи, так же как и климат других стран юго-восточной Азии, сильно зависит от муссонов. Температуры на всей территории центральной равнинной части страны довольно схожи и характеризуются лишь сравнительно небольшими вариациями от среднегодовой температуры 25 °С. Максимальные температуры — выше 32 °С, хотя сразу перед началом сезона дождей они зачастую превышают 38 °С. Минимальные температуры редко опускаются ниже 10 °С. Самый холодный месяц — январь, а самый тёплый — апрель. Тропические циклоны, часто обрушивающиеся на побережье Вьетнама, крайне редко проникают на территорию Камбоджи.

Среднее годовое количество осадков в центральных районах страны составляет от 1000 до 1500 мм. Большая часть их выпадает во время действия летнего муссона. Горные районы юга страны и побережье Сиамского залива получают значительно большее количество осадков, вплоть до 5000 мм в год. Много осадков получает также крайний юго-восток страны. Северные районы Камбоджи — наиболее засушливые.

 

Живая природа и экология

Живая природа Камбоджи отличается своим разнообразием. На территории страны водятся 212 видов млекопитающих, 536 видов птиц, 240 видов рептилий и 850 видов пресноводных рыб. Наибольшим биоразнообразием характеризуется район озера Тонлесап, где расположен уникальный биосферный заповедник Тонлесап. Другие ключевые места обитания видов включают сухие леса на северо-востоке и востоке страны, а также район гор Кравань. На юго-западе Камбоджи, на побережье Сиамского залива находится национальный парк Ботум Сакор, занимающий территорию 1834 км². Уровень обезлесения Камбоджи является одним из самых высоких в мире. Так доля первичных лесов, которые покрывали в 1969 году более 70 % территории страны сократилась до всего лишь 31 % к 2007 году.

 

Языки

Около 96 % населения страны говорит на кхмерском языке, который относится к австроазиатской языковой семье и является единственным официальным языком Камбоджи. В качестве второго языка как наследие колониальных времён распространён французский, однако его распространённость резко сократилась в последнее время. Французский используется как язык образования во многих школах и университетах, а также, очень ограниченно, правительством страны. Кроме того, этот язык помнят многие пожилые камбоджийцы. В последние десятилетия наиболее привлекательными и изучаемыми иностранными языками стали английский и китайский.

Распространены также и языки национальных меньшинств страны: чамские и китайские диалекты, вьетнамский, лаосский, тайский и др. На собственных языках говорят горные народы: зярай (джарай), эде (радэ), стиенги, саоть, пор, самре и куи.

 

Религия в Камбодже

Религия в Камбодже — совокупность религиозных убеждений, свобода на исповедание которых гарантирована для граждан Королевства Камбоджи в Конституции страны. Проводимая правительством политика, законы и подзаконные акты, действующие в Камбодже направлены на утверждение свободы совести. Граждане Камбоджи, а также иностранцы, временно или постоянно проживающие в стране, имеет возможность свободно исповедовать любую религию.

 

Буддизм в Камбоджи

 

- История проникновения буддизма

Первым индуистским государством Юго-Восточной Азии в I век н. э. было Кхмерское королевство Бапном (Кампучия). Его власть распространялась на Кампучию, Южный Вьетнам, Таиланд, Малайский полуостров. К концу IV века в этом регионе широко распространились Махаяна, индуизм, а также, в некоторой степени, Тхеравада. Затем последовал период упадка, Но буддизм, преимущественно махаянистского толка, сохранял популярность среди народа, в равной степени признававшего культы будд, бодхисаттв и индийских божеств.

После упадка Бапнома господствующее положение заняло государство Ченла, столица которого находилась на территории современного Лаоса. В Ченле поддерживалась гармония между индуистскими религиями и буддизмом до конца VII века, затем там возник культ воинств, божества Харихары (единство Вишну и Шивы), развитый уже в Ангкорской империи (IX-XIV века) до чрезвычайно сложного культа дева-раджи («бога-царя»). Культ дева-раджи был сочетанием культа предков и культа духов земли с тантрическими представлениями о божественной силе и мощи государя в сочетании с основными чертами шиваизма и частично вишнуизма. Олицетворением этого культа стал храм Шивы, построенный в центре царской резиденции, но так как царь считался одним из великих бодхисаттв, то махаяна получила должное место в культе дева-раджи, включавшего обожествление царских предков.

 

- Развитие буддизма

С X века начинается монументальное храмовое строительство, призванное отразить величие «бога-царя», создаются целые храмовые города, типа Ангкор-Вата, на окраинах Яшодхарапуры — столицы Ангкорской империи. Поскольку в культе «бога-царя» буддизм выполнял определённые функции, то высшее буддийское духовенство имело свою роль в этой политической системе, однако благополучие сангхи во многом зависело от вероисповедания царя. Если царь был буддистом, то сангха процветала, если шиваитом — подвергалась гонениям; при царе-вишнуите чаще всего проводилась политика мирного сосуществования религий.

По мере усиления феодальных кланов и обострения соперничества между ними культ «бога-царя» стал утрачивать своё централизующее значение; одновременно возрастала идеологическая роль буддизма. Это проявлялось в переориентации культа дева-раджи на буддийский культ «царя-бодхисаттвы» со всеми вытекающими отсюда социальными и культурными последствиями. При царе Джаявармане VII (правил в 1181—1220) стали усиливаться позиции тхеравады, символом мощи монарха стали не линги, а храм будды Локешвара — Байон, построенный в центре столицы. С конца XIII века тхеравада становится господствующей религией: появилось множество монастырей, образование перешло в руки монахов, возросла интенсивность культурно-религиозных контактов кхмеров с ланкийскими, тайскими, лаосскими государствами, санскритская литература была частично вытеснена палийской.

С середины XIV века начались длительные войны с Аютией (Сиам) и в XVIII веке ослабевшее кхмерское государство оказалось в вассальной зависимости от Сиама. Во второй половине XIX века Камбоджа стала объектом колониальных притязаний Франции, и по договору 1867 Сиам официально признал протекторат Франции над Камбоджей. Так как французская администрация сохранила королевский дом, то позиции тхеравады как господствующей религии сохранились.

После восстановления государственного. суверенитета Камбоджи (1953) было создано Народно-социалистическое сообщество (Сангкум, что в переводе с кхмерского значит «Надежда»), которое возглавило политическую и общественную жизнь страны. Политическая программа Сангкума базировалась на принципах «кхмерского буддийского социализма», предложенных принцем Нородомом Сиануком и разработанных его соратниками.

 

- Современное состояние буддизма

До «культурной революции» Пол Пота в стране было около 3 тысяч монастырей и храмов, 55 тысяч членов сангхи. Полпотовская клика причислила монахов к третьей, низшей категории населения, которая в большей степени, чем другие, подвергалась репрессиям и физически уничтожалась. Большинство монахов было истреблено, немногим удалось бежать из страны. В январе 1979 была создана Ассоциация монахов за национальное спасение Камбоджи. После создания Народной Республики Кампучии правительство приняло энергичные меры по восстановлению кхмерской сангхи и возрождению буддизма.

В 1989 буддизм был объявлен государственной религией Камбоджи.


Ислам

Около 464 тысяч (от 3,5 % до 5 %) жителей Камбоджи исповедуют ислам. Среди них наибольшее количество этнических хан, традиционно проживающих в городах и рыбацких деревнях на берегу озера Тонлесапа и реки Меконг, также как и в провинции Кампот.

В стране представлены четыре течения ислама. Под влиянием малайцев в стране распространены последователи Шафи (Shafi’i), охватывающее 88 % мусульман Хана.

К влиянию Саудовской Аравии относят деятельность салафитов (иногда именуются — «ваххабитами») — они составляет около 6 % от общего числа мусульман, но их количество все время увеличивается.

К последователям исламского направления Имам Сан относится 3 % мусульман Камбоджи. Также 3 % составляют приверженцы Кадиани.

В Камбодже действуют 280 мечетей, из которых 4 — так называемые «соборные», и 374 небольших сурав, являющихся местами для собраний общин до 40 человек и где нет минбаров (кафедры проповедника), с которой в пятницу произносят проповеди. Суравы могут принадлежать любому направлению ислама и отличны от других типов мечетей только по архитектуре — они обычно намного меньше и построены в сельских районах страны.

В 2008 году правительство Камбоджи приняло решение, позволяющее всем мусульманским студентам и правительственным служащим носить исламское одеяние в классах и на рабочих местах.


Христианство в Камбодже

Христианство впервые было проповедано в Камбодже римо-католическими миссионерами в 1660 году, но как и в других странах региона не нашло широкого отклика среди местных буддистов. Малочисленное христианское сообщество Камбоджи составляет в настоящее время 2 % населения страны. Около 100 разнавидностей христианских деноминаций и организаций действуют свободно по всей стране. Из 1292 церковных зданий — 1224 являются — протестантскими, и 68 храмов — католическими. В 1972 году в Камбодже насчитывалось только 20 тысяч христиан, большинство из которых были католиками.

 

- Протестантизм в Камбодже

Протестантизм в Камбодже — совокупность христианских деноминаций протестантского толка, действующих на территории Королевства Камбоджи. Представлено лютеранами, пресвитерианами, адвентистами седьмого дня и различными евангельскими протестантскими группами.

 

История

Протестанты начали работу в стране в 1923 году, когда миссионеры из Христианского и миссионерского альянса (движение святости) прибыли в Пномпень. Вскоре ими была основана Евангелическая кхмерская церковь, которая к 1962 году насчитывала 2 тыс. человек. Миссионеры были изгнаны в 1965 году, когда страна разорвала дипломатические отношения с США.

В 1953 году исследователь протестантизма Стайнберг отмечал, что Американская Унитарная миссия открыла педагогическую школу в Пномпене, а баптистские миссии функционировали в областях Батдамбанг и Сиемриеп.

После учреждения Кхмерской республики Американская протестантская миссионерская деятельность в Камбодже резко активизировалась, особенно среди некоторых горных племен.

Также по сообщениям французского географа Джина Дельверта известно, что в 1982 году в Камбодже существовали три христианские деревни, но исследователем он не оставлено никаких описаний, а также места расположения сёл.

В 1980 году в Таиланде среди беженцев в лагерях были зарегистрированы кхмерские христиане в большем количестве.

Еще один исследователь протестантизма Кирнэн отмечает, что до июня 1980 года ежедневные молитвенные собрания протестантов проводились пять раз в неделю в Пномпене, но постепенно сократились до одного из-за полицейского преследования протестантов, часто занимающихся политической деятельностью в стране. Собрания проводил кхмерский пастор.

К 1987 году протестантское сообщество в Камбодже уменьшилось до группы всего лишь в несколько тысяч человек, однако начиная с 1990-х годов протестанты резко активировали работу в стране.

 

Численность

Около 100 различных христианских деноминаций и организаций свободно ведут свою миссию по всей территории Королевства. Из 1292 церковных зданий — 1224 являются — протестантскими (68 храмов — католические). Кроме того, протестанты различных деноминаций располагают в Камбодже 883 молитвенными помещениями (в большей части — арендованными) и 248 религиозными школами.

Около 1000 из всего количества протестантских общин официально зарегистрированы.

Помимо Христианского и миссионерского альянса в стране действуют англикане из епархии Сингапура, Баптистский союз Камбоджи (391 церковь и 15 тыс. верующих), Церковь Назарянина (10 тыс.), адвентисты (6 тыс.), методисты. Пятидесятники представлены Церковью Бога, Ассамблеями Бога (116 церквей и 13 тыс. верующих), Истинной церковью Иисуса, китайскими пятидесятническими миссиями и др.

 

Католицизм

Согласно статистике Ватикана, в 1953 году в Камбодже было до 120 тысяч католиков и христианство (католицизм), было вторым по величине религиозным вероисповеданием в стране. Другие статистические данные свидетельствуют, что перед репатриацией вьетнамцев в 1970 и 1971 годах в стране проживало 62 тысячи христиан (на апрель 1970 года из общего числа христиан около 50 тысяч были вьетнамцы-католики). Большинство оставшиеся в Камбодже после 1972 года католиков — европейцы (в основном — французы). Католическая община страны располагает 68 храмами.

 

Православие в Камбодже

Православие в Камбодже — христианская деноминация на территории Королевства Камбоджа, получившая развитие в стране с 1990-х годов. На 2012 год число православных в Камбодже оценивается в 200 человек, что составляет около 0,00135 % населения страны.

 

История

В 1993 году в столице Камбоджи городе Пномпень на территории Болгарского посольства в память о погибших в стране болгарских миротворцах был построен православный храм во имя святого великомученика Георгия в юрисдикции Болгарской Православной Церкви. Однако Болгарская Православная Церковь не направляла священнослужителей для регулярного совершения богослужений в храме.

Богослужения в нем стали регулярно совершаться в 2000-е годы клириком Русской Православной Церкви Олегом (Черепаниным) по согласованию со священноначалием Болгарской Православной Церкви и руководством дипломатического представительства Болгарии в Пномпене.

13-15 ноября 2001 году русскую православную общину в Камбодже посетил митрополит Смоленский и Калинградский Кирилл.

13 сентября 2012 года состоялось учредительное собрание православных верующих Пномпеня, принявшее единогласное решение о создании в Пномпене православного прихода во имя Святого великомученика Георгия Победоносца в юрисдикции Московского Патриархата и избравшее Приходской совет и его председатель. 14 сентября вечером учредительное собрание прихожан состоялось в Сиануквиле. Православные верующие Сиануквиля также в полном составе приняли решение о создании в Сиануквиле православного прихода во имя великомученика и целителя Пантелеимона.

4 октября 2012 года решением Священного Синода в юрисдикцию Русской православной церкви были принявшего новообразованные церковные приходы во имя святого Георгия Победоносца в Пномпене и святого вмч. Пантелеимона в Сиануквиле, после чего была запрошена Государственная регистрация Московского Патриархата в стране.

По благословению руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) и в рамках программы развития Православия в Юго-Восточной Азии при поддержке Представительства Русской Православной Церкви в Таиланде начал работу сайт «Православие в Камбодже».

23 июля 2013 года Представительство Русской православной церкви в Таиланде, к которому административно относится Камбоджа, получило постановление министра культов и религий Камбоджи о принятом Правительством решении о государственной регистрации в стране в качестве религиозной организации Русской православной церкви под именованием «Православная христианская Церковь Камбоджи (Московский Патриархат)».

11 и 12 февраля 2014 года посетил Королевство Камбоджу руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, в рамках которой состоялась беседа руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Егорьевского Марка с министром по делам религий и культов Камбоджи Мин Кхином.

 

Приходы

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Пномпене. В 2014 году шло строительство храма.

Храм во имя великомученика Пантелеимона в Сиануквиле. 12 февраля 2014 года архиепископ Марк совершил закладку и чин освящения закладного камня в основание строящегося храма. Храм Казанской иконы Божией Матери в Сием Риепе. 12 февраля 2014 года архиепископ Марк посетил город Сиемреап и совершил закладку этого храма.

 

Индуизм

В Камбодже около 42 тыс. индуистов, что составляет примерно 0,3% населения страны. Главный храмовый комплекс — Ангкор-Ват. 

 

Туризм

Камбоджа после окончания гражданской войны начала привлекать большое количество иностранных туристов. Главная достопримечательность страны — храмовый комплекс Ангкор-Ват, посвящённый индуистскому богу Вишну, неподалёку от города Сиемреап, в центре страны. Комплекс считается самой большой культовой постройкой в мире. Также имеются места для «пляжного» отдыха на юге, в районе города Сиануквиль. Ежегодно страну посещает около 2,5 млн туристов. Камбоджа привлекательна для туристов спокойным и доброжелательным характером основного населения — кхмеров, очень низкими ценами, климатом, экзотической кухней. Некоторые также считают Камбоджу одним из центров секс-туризма. Туристическая инфраструктура не столь развита, как в соседнем Таиланде, но всё же признаётся вполне удовлетворительной, особенно в Пномпене, Сиемреапе и Сиануквиле — самом крупном морском курорте страны. На территории Камбоджи также расположены 23 национальных парка. Отклоняться от наезженных туристических маршрутов и населённых мест путешественникам не рекомендуется по причине большого количества мин, оставшихся со времён гражданской войны. Другие опасности (преступность, инфекционные болезни, змеи) оцениваются в путеводителях как незначительные.


Транспорт

Во время гражданской войны транспортная инфраструктура Камбоджи была сильно разрушена, однако в настоящее время, с помощью иностранных инвестиций и оборудования, Камбоджа проводит реконструкцию основных шоссейных и железных дорог, а также строит новые.

 

Водный транспорт

Водные пути сообщения издавна играли огромную роль в Камбодже. Реки Меконг, Тонлесап, их многочисленные притоки и озеро Тонлесап образуют водную транспортную систему общей протяженностью путей в 3,700 км круглый год для судов с осадкой 0,6 м и ещё 282 км для судов с осадкой в 1.8 м. Главный морской порт страны — Сиануквиль. Пномпень, который находится при слиянии рек Меконг, Бассак и Тонлесап — единственный речной порт, способный принимать суда водоизмещением 8,000 тонн в дождливый сезон и 5,000 тонн в сухой сезон.

Камбоджа разрешает иностранным юридическим лицам регистрировать суда под своим флагом, поэтому под флагом Камбоджи в настоящее время плавает 544 морских судна.


Автомобильный транспорт

Общая протяженность дорог — 39,618 км
С твердым покрытием — 2,432 км
Грунтовые — 37,126 км (2009)

С 2006 года состояние автомобильных дорог существенно улучшилось, и большинство основных дорог теперь имеют твердое покрытие. Кроме национальных дорог, была заасфальтирована дорога до Кахконга, и построено 5 мостовых переходов через реки, так что теперь Пномпень имеет надежное транспортное сообщение с Таиландом (Трат) через Кохконг.

 

Железнодорожный транспорт

Общая протяженность дорог — 690 км (на реконструкции)
Колея — 1,000 мм

В Камбодже имеется две однопутные железнодорожные линии с колеей в 1 метр и общей длиной 690 км. Одна из линий соединяет Пномпень с Сиануквилем (построена в 1960-е годы), другая — Пномпень с Баттамбангом и Сисопхоном (построена в 1930-е годы). Участок между Сисопхоном и Пойпетом (на тайской границе) был разобран во время гражданской войны. До 2009 года поезда ещё ходили раз в неделю между Пномпенем и Баттамбангом, однако в настоящее время сообщение прекращено.

В 2009 году правительство заключило соглашение с частными компаниями на реконструкцию железнодорожной сети в рамках проектов Трансазиатской железной дороги, по которому в 2011 году планировалось открыть железнодорожное сообщение между Пномпенем и Сиануквилем, а в 2013 году — между Пномпенем, Баттамбангом и Сисопхоном, кроме того планируется достройка железной дороги от Сисопхона до тайской границы. В дальнейшем планируется постройка новой железной дороги, соединяющей Пномпень с Вьетнамом.

В октябре 2010 года было открыто грузовое движение по участку восстановленной железной дороги от Пномпеня до Тукмеах (118 км, провинция Кампот). 28 декабря 2012 г. Toll Royal Railway объявила об открытии грузового движения на линии Пномпень — порт Сиануквиль (254 км). Контейнерные перевозки будут осуществляться три раза в неделю.

 

Воздушный транспорт

Аэропортов (ВПП с твердым покрытием) — 6, из них

3 — с ВПП длиной 2,438 — 3,047 м
2 — с ВПП длиной 1,524 — 2,437 м
1 — с ВПП длиной 914 — 1,523 м

Аэропортов (ВПП с грунтовым покрытием) — 10 (2012)

В стране есть четыре коммерческих аэропорта, в настоящее время действуют три из них — международный аэропорт в Пномпене (IATA: PNH) (бывший Почентонг), международный аэропорт в Сиемреапе (IATA: REP), который является крупнейшим аэропортом в Камбодже, и аэропорт в Сиануквиле (IATA: KOS).

Пассажирооборот в 2012 г.

PNH — 2,077,282 пассажира
REP — 2,223,029 пассажиров

Ещё один аэропорт находятся в Баттамбанге (IATA: BBM), однако регулярные рейсы в нём не осуществляются.

Открытие реконструированного международного аэропорта в Сиануквиле намечалось ещё на ноябрь 2009 года, однако регулярные пассажирские рейсы были возобновлены лишь 14 декабря 2011 г.

 

Культура

За развитие культуры в стране ответственно Министерство культуры и изобразительного искусства. Культура Камбоджи имеет сильные индийские влияния, касающиеся языка, искусства и других элементов. Важным фактором, формирующим культуру, был также буддизм направления тхеравада, пришедший в эти земли в первые века нашей эры и широко здесь распространившийся. Помимо собственно кхмерской, культура страны включает также и культуру более 20 различных этнических групп, проживающих главным образом в горных и холмистых районах на северо-востоке страны.

 

Танцы и музыка

Камбоджийские танцы обычно делят на 3 группы: классические танцы, народные танцы и бальные танцы. Классические танцы изначально исполнялись только для представителей королевского двора в качестве развлечения, имеют также церемониальное значение. Несмотря на некоторые влияния соседних культур, классический кхмерский танец — довольно уникальный вид искусства. Исполнители таких постановок искусно одеты, особое значение в исполнении имеют движения, жесты и позы танцора. Само исполнения носит медленный, размеренный характер. Музыка, сопровождающая такие представления, включает ксилофоны, металлофоны, деревянные духовые инструменты, различные барабаны и гонги.

Народные танцы отличаются от классических обычно более быстрым ритмом, меньшей значимостью жестов и движений и менее декоративной одеждой исполнителей. Народные танцы и особенности их исполнения разнятся от региона к региону и различны у разных этнических групп страны. Народные танцы тесно связаны со сказками и другими произведениями местного фольклора. Кхмерская традиционная музыка, как и танцы, восходит к временам древней Кхмерской империи и имеет заметные индийские влияния.

 

Изобразительное искусство

История изобразительного искусства Камбоджи уходит в глубь веков к древним ремёслам. Кхмерское искусство достигло своего пика с течение периода Ангкора. Традиционное искусство и ремесло включает ткачество, изготовление изделий из серебра и золота, резьбу по камню, изготовление лакированных изделий, гончарное дело, монументальную живопись, искусство изготовления воздушных змеев и др. Серьёзным ударом по искусству стал период нахождения у власти красных кхмеров, связанный с гонениями на художников и других представителей искусства и их довольно частым физическим устранением. Последнее время наблюдаются некоторые улучшения в этой области, связанные с поддержкой правительства и неправительственных организаций, а также с привлечением в страну туристов.

 

Литература

Многочисленные надписи на камнях, стенах и колоннах свидетельствуют о древности кхмерского языка. Вслед за надписями на камнях получили распространения, записанные на пальмовых листах, тексты и комментарии буддийских текстов Типитаки; большое число их и сегодня хранится в монастырях по всей стране. Кхмерская эпическая поэма Реамкер основывается на индийском эпосе Рамаяна и имеет традиционную танцевальную постановку. Широкое распространение в Камбодже получили различные формы устного творчества. Позже развитие получила придворная литература, так король Анг Дуонг (1841—1860) известен не только как правитель, но и как классик литературы благодаря написанию им романа Какей, который имеет важное культурное значение и сегодня. Классической историей трагической любви является Тум Теав, получвшая широкое распространение как минимум начиная с середины XIX века и имеющая устную, литературную и танцевальную формы. Тум Теав стала широко известна на западе после перевода литературной версии этой истории, написанной монахом по имени Преах Ботумтхера Сом (англ.) на английский язык американцем Джорджем Чигасом в 1915 году. Монах Сом признаётся одним из лучших кхмерских классиков.

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Материал статьи взят на сайте Википедия ru.wikipedia.org по свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

                                          ''Авторы Википедии'' - по гиперссылкам: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Камбоджа&action=history; http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=История_Камбоджи&action=history

                                                                                                                                            http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Религия_в_Камбодже&action=history; http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Экономика_Камбоджи&action=history

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Транспорт_в_Камбодже&action=history

Top.Mail.Ru