Нахичевань

Нахичевань

Нахичева́нь (Нахчыван, Нахчиван) (азерб. Naxçıvan [Нахчыван], др.-греч. Ναξουὰνα [Наксуана], арм. Նախիջևան [Нахиджеван]) — город в Азербайджане, столица Нахичеванской Автономной Республики. Расположен на правом берегу реки Нахичеванчай, притоке Аракса. Железнодорожная станция, автодорожный узел, аэропорт.


Название

Впервые топоним Нахичевань упоминается в Географии Птолемея под именем "Наксуана" (греч. Ναξουὰνα, англ. Naxuana). Согласно М. Фасмеру топоним Нахичева́нь происходит от арм. собственного имени «Νaχič» и слова «avan» — местечко, др.-перс. «avahana» — «местечко, деревня» (позднее тюрк. трансформация — Нахичеван или Нахчыван; дж → ч). Как отмечает немецкий филолог Г. Хюбшман топоним Нахичевань происходит от армянского префикса «нах» и слова «иджеван», и означает «место первой высадки»[4]. Иудейский историк Иосиф Флавий (I век), в качестве места высадки Ноева ковчега упоминает топоним «Апобатерион» (греч. Αποβατήριον), что грамматический буквальный перевод армянского Нахиджеван (арм. Նախիջևան), означает „Местом высадки“ и идентифицируется с Нахичеваном. Флавий сообщает также об этническом составе края:

»Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют «местом высадки», и до сих пор ещё туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега".

Наиболее ранняя письменная форма Нахтчаван, где «нахтча» др.-арм. родоплеменное название, а элемент ван (варианты вани, вана), в древности очень продуктивный в топонимии Закавказья и Малой Азии, употреблялся со значениями «место», «дом», «земля», «страна», а также в роли суффикса принадлежности. Таким образом, с учётом древности топонима можно считать, что первичным было название местности Нахтчаван («земля рода нахтча»), а по ней затем получил название возникший на этой земле город.

В 1990-е годы русскоязычные азербайджанские источники, а впоследствии и Роскартография, стали использовать топоним Нахчыва́н. Данное написание является грубейшим нарушением правил современного русского языка. Наиболее верным будет являться написание Нахчиван. В СМИ других стран и литературе обычно используется традиционный советский топоним Нахичева́нь.


История

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечает, что по преданию город Нахичевань был основан Ноем, а дата основания города по персидским и армянским источникам — 1539 год до н. э. Современная наука также относит основание города к 1500 году до н. э.

Во II веке н. э. Нахичеван уже был известен Птолемею под именем Ναξουὰνα. Мовсес Хоренаци (V или IX вв н. э), описывая деяния армянского царя Тиграна I Арташида (Тигран I Великий) повествует о крепости Нахиджеван (арм. Նախիջևան). Средневековый турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби приписывал основание Нахичевана (Нахшеван или Накшиджихан) легендарному царю Турана по иранской мифологии Афрасиябу. Иранский историк и географ XIV века Хамдаллах Казвини в своей книге «Нузхат Ал-кулуб» («Услада сердец») основателем города Нахичевань (Накш и-джахан) считал сасанидского иранского полководца, в последующем шахиншаха Ирана, Бахрам Чубина, жившего в конце VI века н. э.

В начале II веке до н. э. в составе области Басорепида (Васпуракан) присоединен к Великой Армении царем Арташесом I, был центром одноимённого гавара (округа), принадлежавшего к нахангу (провинции) Васпуракан[15](карту см. здесь) и с тех пор оставался в составе Армении до падения этого царства в начале V века н. э.. Ученый и монах Месроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Гохтн и Ернджак вблизи Нахичевана, после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.

Армянский историк IV—V веков Фавстос Бузанд повествует о том, что в I веке до н. э. армянский царь Тигран Великий поселил в Нахичевани выведенных из Палестины евреев, а в 369 году персидский царь Шапур II, во время нашествия на Армению, взял Нахичевань и вывел из неё в Персию «две тысячи семей армян и 16 тысяч семей евреев».

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек). В 885 году Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. Во второй половине IX века и особенно в эпоху правления Гагика I Нахичевань, как остальные южные области Армении не были подвергнуты нападениям. После этого Нахчаван, или Нахиджеван, как его также стали называть, оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания.

В XI веке резиденция султана сельджуков, в XII веке столица государства Великих Азербайджанских Атабеков династии Ильдегизидов. Памятниками той эпохи являются главные достопримечательности города — величественные мавзолеи Момине-хатун (1186—1187 гг.), который был воздвигнут зодчим Аджеми Нахчивани, основоположником нахичеванской архитектурной школы, по заказу Атабека Джахан Пехлевана в память о своей жене и считается шедевром азербайджанской архитектуры,а также мавзолей Юсуфа ибн Кусейра (1162).

Средневековый труд «Аджа’им ад-Дунйа» сообщает:

«Нахчуван. Это — большой, благоустроенный город в Азербайджане, расположенный на возвышенности, сильно укреплен….Жители [Нахчувана] — красивые и приятные по характеру, [придерживаются] суннитского и шафиитского толков. Они — [люди] отважные, борцы за веру, стрелки из лука, гостеприимны, красноречивы. Нахчуванцы могут говорить на всех языках, на их же языке говорить не умеет никто…»

Разорялась монголами (XIII век), Тамерланом (конец XIV века). Папский посол Рубрук, посетивший Нахичевань вскоре после её разгрома монголами, нашёл на месте этого некогда «величайшего и красивейшего города» «почти пустыню»: «Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».

В XVII веке входит в состав государства Сефевидов. В ноябре 1603 года шах Аббас I со своим 120-тысячным войском захватывает у турок практически не сопротивлявшийся Нахичевань, об этом свидетельствует побывавший с австрийским посольством Георг Тектандер отмечая, что
« Все города и села, затем, куда бы мы не пришли, подчинялись Персам добровольно, без всякого противодействия, как н. п. города Маранд в Мидии, Нахичевань, Джульфа в Армении и многие другие, чему я сам был свидетелем».

После занятия города шах выселил всё его население в глубь Персии, по словам армянского автора Аракела Даврижеци, «превратив в необитаемую благоденствующую и плодородную Армению».

Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал регион как цветущий край. Челеби писал о Нахичевани, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».

В конце XVIII — начале XIX веков столица независимого Нахичеванского ханства. В городе сохранились комплекс мечетей и мавзолеев XVIII века, мечеть XIX века.

26 июня 1827 Нахичевань была без боя занята русскими войсками генерала Паскевича. Согласно статье III Туркманчайского мирного договора, подписанного 10 февраля 1828 г., вместе со всем ханством была уступлена шахом «в полную собственность» Российской империи. Тогда же вошёл в состав Армянской области. С 1849 года центр Нахичеванского уезда Эриванской губернии.

К 1896 году население Нахичевани составляло 7433 человек: 2376 армян, 4512 азербайджанцев («адербейджанских татар» по тогдашней терминологии) и 52 русских. В городе была 1 православная и 3 армяно-григорианских церкви, 3 мечети. Путешественник Луиджи Виллари, посетивший регион в 1905 году, сообщает, что в Нахичевани татары (имелись ввиду азербайджанцы) более обеспечены, чем сами армяне, и владеют почти всей землей, большая часть армян, в качестве крестьян, работает на их владениях.

В июне 1918 года город вначале заняли турецкие войска, при поддержке которых была провозглашена Аракская Республика, а затем в ноябре 1918 года их сменили англичане. В марте 1919 года войска Карабекира заняли Нахичевань — спорную территорию между Азербайджаном и Арменией. 28 июля 1920 года Нахичевань была занята частями 11-й Красной Армии. В начале 1921 года проведен референдум, который показал, что девять десятых населения хочет быть в составе Азербайджана на правах автономной республики. С 9 февраля 1924 года столица Нахичеванской АССР. В советское время город был реконструирован, были построены новые жилые районы, административные и общественные здания, в том числе здание Музыкально-драматического театра (1964, архитекторы Э. Исмаилов, Г. Меджидов), Нахичеванского обкома КП Азербайджана (1965, архитектор Ю. Ибрагимов). В 1970-80-е Нахичевань застраивается по генеральному плану 1968 года (архитекторы У. Ибрагимова, Н. Мамедбейли).

 

 

 

 

                                                                                                        Материал статьи взят на сайте Википедия ru.wikipedia.org по свободной лицензии  Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

                                                                                                                                                                                                                                            ''Авторы Википедии'' - по гиперссылке: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Нахичевань&action=history;

Top.Mail.Ru