Вьетнам

Вьетна́м (вьетн. Việt Nam), полная официальная форма — Социалисти́ческая Респу́блика Вьетна́м (СРВ) (вьетн. Cộng Hòa Xã Hội Chủ Nghĩa Việt Nam, тьы-ном 共和社會主義越南, конг хоа са хой тю нгя вьет нам) — государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. На западе граничит с Лаосом и Камбоджей, на севере — с Китаем, с востока и юга омывается Южно-Китайским морем.

 

Этимология названия

Название страны (越南) состоит из двух слов: «Việt» означает титульную нацию — вьетов, а «Nam» — юг, «страна вьетов на Юге», представляет собой кальку с китайского «Юэнань», где «юэ» — китайское название вьетов, а «нань» — юг. Впервые название «Вьетнам» употребил поэт Нгуен Бинь Кхием в своей книге «Пророчества Чанг Чиня» в XVI веке, написав «И был образован Вьетнам». Это имя было выгравировано на 12 стелах XVI—XVII веков, в частности в пагоде Бао Лам в Хайфоне. В 1804—1813 годах император Зя Лонг использовал слово «Вьетнам» в официальных документах. Однако до 1945 г. страна обычно называлась «Аннам», пока название не было изменено официально императором Бао Даем.

 

История

 

Ранний период

В I тысячелетии до н. э. на территории современного южного Китая и современного северного Вьетнама происходило смешение монголоидных и протомалайских племен в эпоху позднего неолита. Здесь существовало несколько государств древних вьетов.

Среди первых древневьетских государств наиболее известны более северные образования — прежде всего царство Нго (кит."У") и царство Вьет (кит."Юэ"), возникшее в VII веке до н. э. в низовьях Янцзы. При этом аутентичные источники не сохранились ни в самом царстве Вьет, ни в более южных государствах. Тем не менее, о существовании на этой территории (особенно в низовьях Янцзы и на севере современного Вьетнама, в низовьях Красной реки — Хонгха) древнего и самобытного очага государственности говорят данные археологии.

Социальная структура царства Вьет (Юэ) характеризовалась древними источниками как более простая в сравнении с соседними древнекитайскими государствами. Так же в отличие от древнекитайских государств основным занятием населения Юэ было поливное рисоводство. В VII—III вв. до н. э. (возможно это произошло гораздо раньше) на территории между устьями Янцзы и Красной реки появились пять государств: Ванланг (затем Аулак), населённое предками современных вьетов — лаквьетами, — в низовьях Красной реки, затем на восток — Дьен (Тьен,Тэйау), Намвьет, Манвьет, Донгвьет. Культурный уровень этих образований был довольно высок, при этом в северных царствах интенсивнее шло заимствование китайской культуры, чем в южных. Древние вьеты были в основном производителями-общинниками, более высокое положение занимали земельная аристократия и служилая знать, которые подчинялись правителю — выонгу. Аулак, Тэйау и Намвьет вели войны с Циньской империей, в ходе которых Намвьет был ею захвачен. Однако после падения империи Цинь Намвьет и Аулак объединились в единое государство (Намвьет-Аулак), во II в. до н. э. уступавшее по своей мощи только империи Хань.

Однако уже в конце II в. до н. э. страна попадает под власть ханьских императоров. Несмотря на кратковременное обретение независимости в результате «восстания двух сестёр», китайское владычество продержалось до IX века. Тем не менее лаквьеты фактически сохраняли свою внутреннюю автономию, постоянно ведя борьбу с захватчиками, при этом важную роль в жизни страны играли родовые объединения — хо. Социально-экономические процессы в Китае так же мало сказывались на вьетском обществе. В это же время в стране получает распространение проповедуемый индийскими монахами буддизм, который соседствовал с традиционными культами предков и сил природы.

В 602 году объединившая весь Китай империя Суй начала войну против вьетского государства Вансуан. В 603 году вьетские войска были разбиты, Вансуан был вынужден признать власть Суй. Захваченная территория Вансуана называлась китайцами «Зяоти», затем «Зяотяу», а с 679 года - «Аннам дохофу».

 

Средние века

В 880 году китайские войска покинули своё южное вьетское наместничество Аннам дохофу. В 968 году эта территория была объединена Динь Бо Линем под именем Дайковьет — Великий древний Вьет. Динь Бо Линь создал регулярную армию, покончил с внутренними распрями и упорядочил аппарат чиновников. С 981 года по 1009 год у власти находилась династия Ранних Ле. С 1010 года страной, называвшейся теперь Дайвьет управляли Поздние Ли, которые проводили политику укрепления центральной власти при сохранении общинного самоуправления. В 1225 году в условиях вызванной экономическими трудностями смуты власть переходит к родственным Ли Чанам, основавшим новую династию (1225—1400).

Во второй половине XIII века Дайвьет, как и другие государства Юго-Восточной Азии попал под удар монгольских вторжений. В 1285 году армия сына Хубилай-хана — Тугана — выступила из Китая и вторглась в пределы вьетнамского государства, которое было атаковано также и с моря — в дельте Красной реки высадился монголо-китайский десант. Однако силы захватчиков были разгромлены у реки Као — обратно в Китай вернулась лишь десятая часть интервентов. Окончательной победой вьетов стала битва на реке Батьданг. Монгольский флот, завлечённый джонками вьетов натолкнулся на предварительно вбитые ими в дно реки заострённые стволы деревьев. Монгольские суда были забросаны горящими факелами и стрелами.

В 1400 году военачальником Хо Куи Ли был низложен последний правитель из династии Чан. Хо Куи Ли провёл ряд реформ, в частности ввёл бумажные деньги. В его правление центральная власть вновь усилилась. Однако в 1407 страну вновь захватили китайцы, призванные сторонниками свергнутой династии Чан. Против китайского владычества выступил феодал Ле Лой, который после удачной освободительной войны в 1427 году провозгласил себя новым императором, основав династию Поздняя Ле, правившую до восстания тэйшонов в конце XVIII века. Ле Лой попытался ограничить крупное землевладение, поощряя при этом мелкое землевладение. Был проведён всеобщий учёт казённых земель, которые были разделены между крестьянами. Строгие ограничения были наложены на куплю-продажу земли. Практиковалось выделение чиновникам общинных земель в соответствии с их рангом .

Во второй половине XV века Вьетнам вновь переходит к наступательной политике, захватив соседнюю Тямпу и восточные районы Лансанга, впавшего в зависимость от вьетнамских правителей. Буддизм уступает свои позиции традиционным верованиям и конфуцианству. В 70-х гг. XV века была введена система 9 рангов чиновников, которые могли претендовать на повышение через каждые 6 лет. Самым распространённым способом получения новой должности стала сдача экзаменов на учёную степень. Особенностью вьетнамской знати в этот период являлось отсутствие наследственной закреплённости статуса и соответственно высокая социальная мобильность. В XVI веке в стране, постепенно перешедшей от власти гражданских чиновников к власти военно-землевладельческих кланов, начался кризис: войны и громоздкий управленческий аппарат разоряли крестьян, развитию сельского хозяйства и ирригационных систем не уделялось внимания. Недовольство населения вызывал и начавшийся процесс расслоения общины — социального фундамента вьетнамского общества. К концу первой четверти XVII века фактическая власть в стране принадлежала двум влиятельным кланам: на севере от провинции Нгеан — семье Чиней, на юге — Нгуенам.

 

Новое время

Кульминацией кризиса стало восстание Тэйшнов 1773—1802 гг. в северной части контролируемой Нгуенами территории. Тридцатилетняя гражданская война окончилась поражением восставших и воцарением правителя из династии Нгуенов, провозгласившем себя императором под именем Зя Лонга. Вьетнам снова стал единым государством, основанным на конфуцианских принципах. В начале XIX века усилившийся Вьетнам вёл длительную борьбу с Сиамом за контроль над Камбоджей.

В 1858 году под предлогом отказа вьетнамского правительства принять требования о свободе торговли началось французское вторжение во Вьетнам. Из захваченных в 1862 году трёх восточных провинций была образована колония Французская Кохинхина, к которой 1867 году добавились три западные провинции — таким образом под французским влиянием оказался весь южный Вьетнам. В 1873 году было организовано очередное вторжение в Северный и Центральный Вьетнам, окончившееся в 1874 году невыгодным для вьетнамцев торговым договором, который хотя и не вступил в силу, в 80-х гг. был использован как предлог для новой интервенции. В 1882 году французы взяли Ханой, а в 1883 подписали с Вьетнамом договор о протекторате. Окончательно колониальный режим утвердился в 1885 году.

 

1887—1940: Колониальный период

Во второй половине XIX века Вьетнам попадает в колониальную зависимость от Франции. Страна искусственно разделяется на три части — колонию Кохинхина (Южный Вьетнам), протектораты Аннам (Центральный Вьетнам) и Тонкин (Северный Вьетнам). Вместе с Лаосом и Камбоджей Вьетнам вошёл в состав Французского Индокитая. К 1930-м годам в стране складывается мощное национально-освободительное движение, возглавляемое Коммунистической партией Индокитая (КПИК, лидер — Хо Ши Мин).

 

1940—1946: Вьетнам в годы Второй мировой войны. Японская оккупация

В годы Второй мировой войны Вьетнам был захвачен японцами, сначала обезоружившими, а затем полностью нейтрализовавшими французские гарнизоны. К концу войны японцы были вынуждены вывести свои войска для усиления обороны Японии и Маньчжурии, образовав при этом на территории Вьетнама марионеточную Вьетнамскую империю во главе с наследником вьетнамской императорской династии Нгуен — Бао Даем.

Воспользовавшись возникшим вакуумом власти, коммунисты, создавшие в 1941 г. Вьетминь, 13 августа 1945 года на II партийной конференции в Танчао приняли решение о восстании и избрали Временное правительство во главе с Хо Ши Мином. Августовская революция ликвидировала последние институты колониальной администрации: 19 августа восстание победило в Ханое, 23 августа — в Хюэ, 25 августа — в Сайгоне. 30 августа Бао Дай публично отрекся от императорского престола. 2 сентября 1945 г. на 500-тысячном митинге в Ханое Хо Ши Мин обнародовал Декларацию независимости, объявив миру о провозглашении на всей вьетнамской территории нового государства — Демократической Республике Вьетнам (ДРВ), а 9 ноября 1946 года Национальное Собрание ДРВ приняло конституцию, провозгласившую законодательным органом Национальное Собрание, избираемое народом сроком на 3 года, между сессиями которого действовал Постоянный Комитет Национального Собрания, главой государства — Президента, избираемого Национальным Собранием, исполнительным органом — Правительство, местными представительными органами — народные советы, местными исполнительными органами — административные комитеты, судебными органами — Верховный Суд, апелляционные суды, суды первой инстанции.

Однако международный фон в 1945-46 гг. был крайне неблагоприятным для ДРВ. В соответствии с Потсдамским соглашением США и Англия должны были осуществлять разоружение японских войск. США перепоручил это право войскам Чан Кайши, которые заняли северную часть Вьетнама, начиная от 16° с.ш. Английские войска заняли соответственно южную часть Вьетнама, начиная от 16-й параллели. Английское командование не признавало ДРВ и, более того, помогло возвращению на юг Вьетнама французского корпуса. Таким образом, впервые в истории страны в ней «одновременно оказалось так много оккупантов». 11 ноября 1945 КПИК по тактическим соображениям объявила о самороспуске, продолжая действовать неофициально.

На этом сложном международном фоне 6 марта 1946 года правительство Хо Ши Мина пошло на подписание с Францией так называемых соглашений Хо—Сантени, по которым согласилось на пребывание страны в составе Французского союза в обмен на признание суверенитета ДРВ. По этому соглашению ДРВ признавала военное присутствие Франции (вместо армии Чан Кайши, которая должна была быть выведена по французско-китайскому соглашению, заключенному в феврале), сроком на пять лет. Статус юга Вьетнама (на тот момент Кохинхины) должен был решить референдум.

Однако Франция вела дело к полному восстановлению колониальной системы, так как была уверена в своём военном превосходстве. Продолжение франко-вьетнамских переговоров в апреле-мае 1946 в Далате никаких позитивных результатов не дало. Обе стороны лишь тянули время, чтобы лучше подготовиться к войне. В мае 1946 был создан «Национальный союз Вьетнама» - фронт Льен-Вьет, объединивший Вьетминь и многие партии и организации Вьетнама с целью совместной борьбы против французских колонизаторов. Переговоры с французской стороной продолжались вплоть до декабря 1946, когда окончательно стало ясно, что война неизбежна, и начались активные боевые действия.

 

1946—1954: Вьетнам в годы Первой Индокитайской войны

В ноябре-декабре 1946 между Вьетнамской и Французской стороной произошли первые военные столкновения, которые фактически аннулировали заключенные ранее вьетнамо-французские соглашения. 18-19 декабря 1946 ЦК КПИК в Ванфуке провёл заседание, на котором было принято решение развернуть «Войну Сопротивления» по всей стране. 19 декабря начались бои, которые не прекращались и в январе 1947-го. Началась «всенародная, всесторонняя и длительная война» с затяжным партизанским характером.

Война между Францией и её бывшими колониями, включая Вьетнам, проходила в 3 этапа: обороны, активного сопротивления и всеобщего контрнаступления. На первом этапе войны военное и политическое руководство Вьетминя избегало крупных боев, стремясь выиграть время для завершения создания ещё не до конца сформированной регулярной армии и «нагулять» боевой опыт. Войска ДРВ на этом этапе оставили основные города и провинциальные центры; боевые действия были перенесены в деревни, горы и леса. Французский экспедиционный корпус оккупировал большую часть городов и прибрежных районов. Главной ареной боёв стал северный Вьетнам. Осенью 1947 г. французы предприняли попытку захватить штаб-квартиру руководства Вьетминя, находящегося тогда во Вьет-баке, но потерпели крупное поражение и вынуждены были отступить, неся большие потери. После поражения во Вьет-баке, в 1948-1950 годах в войне наступил период равновесия сил. Франция отказалась от наступательных операций, перешла к стратегической обороне оккупированных ней районов ДРВ, и решила «воевать против вьетнамцев руками самих же вьетнамцев». В мае 1948 г. колонизаторы образовали на оккупированной территории марионеточное правительство Нгуен Сюана, а через год объявили о создании государства Вьетнам во главе с бывшим императором Бао Даем (последний представитель династии Нгуенов).

В период затишья, когда не велись крупные военные кампании, на территориях, подконтрольных ДРВ, начали проводить аграрные преобразования и проводить меры по усилению армии и закреплению своей власти. Были изданы декреты о конфискации земель французских колонизаторов и вьетнамских «предателей» и о передаче их во временное пользование бедным крестьянам, о снижении арендной платы за землю на 25%, об арендных отношениях и уменьшении долговых процентов и др. В марте 1950 началась национализация минеральных богатств страны, основных ирригационных систем, лесных массивов и путей сообщения. Декретом от 4 ноября 1949 г. была введена всеобщая обязательная военная служба. Под руководством генерал Во Нгуена Зяпа, был проведен ряд мер по преобразованию армии из «любительской» в «профессиональную». В этом Вьетминю значительно помог Китай, с которым в 1950 г. были установлены дипломатические отношения (в том же году были установлены дипломатические отношения и с СССР). В 1950 году в ходе войны наступил переломный момент. Ещё в 1949 г. Вьетминь совершил первые «учебные» попытки наступательных операций, атаковав французские форты в окрестностях Лаокая. В 1950 Вьетминь начал наступательные операции с целью расчистить территории, приграничные с Китаем, для открытия коридора, по которому в ДРВ могла бы поступать помощь от социалистических стран. В результате рейда был освобожден обширный район северного Вьетнама. В 1951 г. Зиап начал кампанию всеобщего контрнаступления, но она завершилась провалом и большими потерями.

В 1951 КПИК была переименована в Партию трудящихся Вьетнама (ПТВ), партия стала действовать как официально существующая организация. В том же году произошло слияние Вьетминя и Льен-Вьета в единый национальный Фронт Льен-Вьет. Проводились экономические реформы: в банковской, денежной, налоговой, таможенной сферах.

В 1953, не смотря на вмешательство в войну со стороны США и её активную помощь, величина которой в 1953 достигла 80% военных расходов Франции, Вьетнамская народная армия начала всеобщее наступление на всех фронтах, которое продолжалось до июля 1954 года. Весной 1954 она разгромила силы французской колониальной армии в битве при Дьенбьенфу, ставшей самой крупной победой ДРВ в Войне Сопротивления. Крупные военные поражения и антивоенные протесты в самой Франции вынудили французское правительство пойти на переговоры об урегулировании индокитайской проблемы. В июле 1954 г. на Женевской конференции были подписаны соглашения о восстановлении мира в Индокитае. Соглашения предусматривали, что вооружённые силы ДРВ и Франции прекратят огонь и в течение 300 дней завершат перегруппировку войск в двух зонах, соответственно к северу и к югу от демаркационной линии, установленной приблизительно по 17-й параллели. Через 2 года предусматривалось проведение всеобщих выборов, которые должны были сформировать единое правительство Вьетнама и завершить объединение страны. Подписание Женевских соглашений означало международное признание суверенитета и независимости Вьетнама.

 

Вьетнам в годы Второй Индокитайской войны

 

- Разделение Вьетнама

Летом 1954 года были подписаны Женевские соглашения, предусматривавшие полную независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, а также скорейшее проведение свободных и всеобщих выборов. До выборов территория Вьетнама временно разделялась по реке Бенхай на две половины. Подобное положение дел не устраивало США, которые стремились помешать распространению коммунизма в Юго-Восточной Азии. При содействии Соединённых Штатов проведение выборов было сорвано, на юге была провозглашена Республика Вьетнам со столицей в Сайгоне, которую возглавил Нго Динь Зьем. В 1959 году руководство северной Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) пришло к выводу о необходимости объединения страны силовым путём. Был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ, также известен как Вьетконг), который своими партизанскими операциями пытался подрывать влияние сайгонского режима на периферии. В этом же году была принята новая конституция, переименовавшая Правительство в Административный Совет, а Верховный Суд в Верховный Народный Суд, апелляционные суды и суды первой инстанции были упразднены, а вместо них были созданы местные народные суды, были созданы Верховная Народная Прокуратура и местные народные прокуратуры.

К 1965 году НФОЮВ контролировал не менее 30 % территории Южного Вьетнама. В ответ США воспользовались Тонкинским инцидентом (обстрел вьетнамскими катерами американского эсминца, якобы находившегося в нейтральных водах) для того, чтобы приступить к систематическим бомбардировкам ДРВ, и начали переброску войск в Южный Вьетнам для борьбы с НФОЮВ. Началась Вьетнамская война. Однако решительные действия партизан на юге и успешное противостояние ДРВ авианалётам (при значительной поддержке СССР) привели к внушительным потерям среди американцев и вынудили Вашингтон в 1973 году подписать Парижские мирные соглашения, по которым американские войска выводились из Вьетнама. Без американской поддержки сайгонский режим, находившийся в глубоком кризисе, быстро пал в результате наступления северовьетнамских войск. 30 апреля 1975 года южновьетнамские войска сдали Сайгон.

2 июля 1976 года произошло слияние Севера и Юга Вьетнама в Социалистическую Республику Вьетнам. В 1976 году была принята новая конституция Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), Сайгон переименован в Хошимин, Постоянный Комитет Национального Собрания и должность Президента были упразднены, их функции перешли Государственному Совету, Правительственный Совет был переименован в Совет Министров, должность Премьер-Министра в должность Председателя Совета Министров, административные комитеты стали называться народными комитетами.

 

Современная история

В 1974 году Китай аннексировал Парасельские острова, находящиеся к юго-востоку от острова Хайнань.

В декабре 1978 года вьетнамские войска в ответ на агрессию вошли в Камбоджу и свергли режим Пола Пота, что вызвало резкое недовольство КНР. В результате весной 1979 года произошла китайско-вьетнамская война, в ходе которой армия СРВ сумела остановить наступление вторгшихся в страну китайских войск, нанеся им большие потери. Дипломатическое вмешательство СССР заставило КНР отказаться от дальнейших действий против Вьетнама. После этого на китайско-вьетнамской границе периодически происходили вооружённые инциденты. Война обострила и внутриполитическую ситуацию во Вьетнаме: бывший член политбюро Хоанг Ван Хоан бежал в Китай, партийное руководство осуществило очередную политическую «чистку рядов».

В ходе кратковременной приграничной войны в 1979 году Китай отторг от Вьетнама спорные территории на севере. Китай также захватил часть островов Спратли.

Полностью отношения КНР и СРВ были восстановлены только в 1991 году по итогам переговоров на высшем уровне, состоявшихся 5—10 ноября.

Слепое копирование советской модели народного хозяйства привело к серьёзному экономическому кризису во Вьетнаме. Под влиянием перестройки в СССР и реформ в КНР, вьетнамское руководство в 1986 году объявило о начале проведения «политики обновления» («дой мой»). В собственно политической области этот курс предусматривал постепенную и осторожную либерализацию социально-экономической жизни под строгим контролем государства и коммунистической партии, с сохранением формальных атрибутов социалистического строя.

В 1988 году Социалистическая партия Вьетнама и Демократическая партия Вьетнама самораспустились.

В 1992 году была принята конституция Вьетнама, действующая в настоящий момент, Государственный Совет был упразднён, были воссозданы Постоянный Комитет Национального Собрания и должность Президента, Совет Министров был переименован в Правительство, должность Председателя Совета Министров в должность Премьер-Министра.

В настоящее время во Вьетнаме произошла частичная либерализация экономической системы и значительное расширение контактов с зарубежными странами при некотором ослаблении партийного контроля над всеми сферами общественной жизни.

Вьетнам — полноправный член Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Существуют дипломатические отношения с США. Дипломатические отношения с СССР (Российской Федерацией) установлены 30 января 1950 года.

 

География Вьетнама

Географически Вьетнам расположен в Юго-Восточной Азии и протянулся на 1600 км вдоль восточного побережья Индокитайского полуострова.

 

Горы

Более 80 % территории Вьетнама занимают низкие и средневысотные горы. Лесами покрыто менее 30 % страны.

На севере параллельно друг другу протягиваются глыбово-складчатые хребты юго-восточного простирания — Хоангльеншон (с высшей точкой Вьетнама горой Фаншипан — 3143 м), Шусунгтяотяй, Шамшао, разделённые узкими, глубокими продольными долинами.

Вдоль западной границы протягиваются Аннамские горы (Чыонгшон).

В центральной и южной части страны расположены цокольные и базальтовые плато — Плейку, Даклак, Ламвьен, Зилинь, составляющие центральное плоскогорье Тэйнгуен.

 

Реки

Крупнейшие и самые полноводные реки Юго-Восточной Азии Хонгха и Меконг заканчивают своё течение на территории Вьетнама, впадая в Южно-Китайское море.

Множество небольших рек, стекающих с плоскогорья Тэйнгуен и Аннамских гор в местах впадения в Южно-Китайское море образовали узкую полосу аккумулятивных приморских равнин.

 

Равнины

В низовьях и дельте реки Хонгха на севере Вьетнама расположена аллювиально-дельтовая равнина Бакбо. Здесь же наибольшая плотность населения страны (1100 чел/км²) и расположена столица Вьетнама Ханой.

Обширная аллювиально-дельтовая равнина Намбо расположена на крайнем юго-западе страны в дельте реки Меконг. Здесь также высока плотность населения (450 чел/км²) и расположен крупнейший город страны Хошимин.


Климат

Вьетнам расположен в области субэкваториального муссонного климата, но в силу большой протяжённости страны с севера на юг, климатические условия на её территории несколько различаются. Зима на юге жаркая (26° С), на севере прохладная (15° С), температура воздуха иногда понижается до 1° С из-за проникновения холодного воздуха из Китая. В горах на высоте более 1500 м случаются заморозки. Режим выпадения осадков также изменяется по территории Вьетнама. Зима сухая на юге и влажная на севере, а летом муссонные дожди поливают всю территорию страны. В конце лета и начале осени побережье Вьетнама посещают разрушительной силы тайфуны. На наветренных склонах гор в год выпадает 2500-3000 мм осадков, на подветренных — 700—900 мм.

 

Языки

Языки Вьетнама — языки, распространённые в Социалистической Республике Вьетнам: как официально признаваемые, так и непризнанные. Вьетнам — многонациональная страна, населённая мон-кхмерскими (в т.ч. вьетскими), тибето-бирманскими, китайскими, тай-кадайскими, тямскими народами и мяо-яо.

 

Официальным языком страны является вьетнамский

вьетская группа
вьет-мыонгская подгруппа
вьетнамский язык
вьетнамский язык жестов 
нгуонский язык
мыонгский язык
подгруппа тхо
подгруппа тьыт
аремский язык
подгруппа малиенг 
подгруппа кри 


Мон-кхмерские языки:

кхмерская группа:

кхмерский язык

бахнарская группа:

бахнарский язык
седангский язык
срэ 
хрэ
мнонгский язык
стиенгский язык 
зе-ченгский язык
ма,
кор
куа 
тьрау 
рмам
дуанский язык 
халангский язык 
язык зе 
бру

 

кхмуйская группа:

катуйский язык 
кхму 
пуокский язык
кхангский язык 
оду 


катуйская группа:

кату
фонгский язык 
пако 
таойский язык (включая онг, ир, тятонг, крианг)
мангская группа
мангский язык

 

Тибето-бирманские языки:

хани
фула
лолойская ветвь:
лаху
фунойский язык 
насу, носу, нису и другие лолойские

 

Тямские языки:

чуру
раглайский язык
раде 
чамский язык
джарайский язык 

 

Китайские языки:

путунхуа
хакка
чаошаньское наречие
юэский

 

Языки мяо-яо:

пахнг
яо
мяо

 

Тай-кадайские языки:

тайские языки:

тайский язык
буйский язык 
каоланский язык 
лаосский язык
лы
нунг
тайдэнгский язык 
тайдамский язык 
тайдонский язык 
тайлюский язык 
тхо

 

Кадайские языки:

пупео 
гелао 
лаха
лати 

Около 5 % населения владеет французским языком, кроме того, около 1000 человек владеет вьетнамско-французским пиджином тэйбой (англ.)русск..

 

Экономика Вьетнама

 

Общая характеристика

Вьетнам — аграрная страна с развивающейся промышленностью. Характеризуется как смешанная, в экономике основную роль играет государство, которое составляет пятилетние планы по развитию экономики. Доля рынка невелика, это в основном малые предприятия. В начале XXI века сельское хозяйство остается главной отраслью экономики Вьетнама, обеспечивающей продовольственную безопасность страны. Основные отрасли промышленности: пищевая, легкая, машиностроительная, горная, цементная, химических удобрений, нефтяная и др. Основные промышленные центры: Ханой, Хошимин—Бьенхоа, Хайфон, Дананг, Куангнинь, Вунгтау, Намдинь, Винь, Вьетчи, Тхайнгуен, Хабак, Тханьхоа. Ведущую роль в промышленности играют Ханой и Хошимин. Транспорт: автомобильный, железнодорожный, внутренние водные пути и морской. Главные порты: Хошимин, Хайфон, Дананг, Хонггай, Камфа, Нячанг, Вунгтау. Быстро развивается гражданская авиация, которая обслуживает более 15 внутренних линий. Компания Vietnam Airlines обслуживает и международные линии. Международные аэропорты — Ханой, Хошимин, Дананг.

 

История

Перед Второй мировой войной, когда экономика Вьетнама носила отчетливо колониальный характер, доля промышленности составляла 10 % (1939), к концу войны Сопротивления (1946—1954) она снизилась до 1,5 %. В 1950—1980-е годы были заложены основы ряда отраслей тяжелой индустрии, в том числе таких, как электроэнергетика, машиностроение (с десятками крупных и средних предприятий, сотнями механических и ремонтных мастерских), металлургия, химия, промышленность строительных материалов. Получили развитие различные отрасли легкой промышленности.

В 1945 Лига независимости Вьетнама (Вьетминь) объявила о создании независимой Демократической Республики Вьетнам. В результате войны Сопротивления (1946—1954) французские войска вынуждены были покинуть Индокитай. Страна была разделена по 17-й параллели. Северная часть страны стала Демократической Республикой Вьетнам, или Северным Вьетнамом, с территорией 158 335 кв. км, на которой проживало около половины всего населения. Столицей ДРВ стал город Ханой. Другая часть — Республика Вьетнам, или Южный Вьетнам, занимала площадь 173 354 кв. км. Столица находилась в Сайгоне (ныне Хошимин). В конце 1950-х годов между Северным и Южным Вьетнамом началась война, а в 1960-х годах боевые действия приобрели широкомасштабный характер. Война закончилась в 1975 победой ДРВ. 2 июля 1976 Северный и Южный Вьетнам объединились с образованием Социалистической Республики Вьетнам, что обусловило социалистический характер экономики.

 

Переход к рыночным отношениям

С 1989 Вьетнам получил возможность покончить с режимом «военного коммунизма». Еще в 1986 VI съезд Коммунистической партии Вьетнама провёл смену высшего руководства страны и положил начало процессу, официально названному «обновлением», благодаря которому страна вступила в период модернизации. Намеченные реформы исключали прямое государственное вмешательство в ценообразование, производство и сферу внешней торговли.

Созданы «зоны экспортного производства», стимулируется деятельность иностранных банков. В стране началось формирование правовой базы рыночной экономики. После 1990 принят ряд важных законов в области гражданского права, разработаны нормы деловой деятельности, работы фирм и т. п. Проводится реорганизация и постепенная приватизация ряда предприятий государственного сектора. Количество государственных предприятий уменьшилось с 12 084 в 1991 до примерно 6300 в 1995, в основном за счет ликвидации слабых предприятий и объединения ряда предприятий смежного профиля. Планомерно реализуется программа приватизации предприятий государственного сектора.

Рыночные реформы дали положительный результат. За 1991—1996 промышленность удвоила выпуск продукции. Среднегодовое увеличение производства составило 13,3 %. Это бурный рост был обусловлен успешным переходом от системы государственного управления и субсидирования предприятий к принципам рыночной экономики, установлению широких внешнеэкономических связей. Важную роль сыграли курс на реструктуризацию и модернизацию промышленности, привлечение прямых инвестиций из-за рубежа, введение новых промышленных технологий. С 1991 по 1995 общий объем инвестиций в промышленность из разных источников и экономических секторов составил примерно 4,7 млрд дол., Причем средства, полученные от государства, составили 54 % от общего объема инвестиций, иностранные инвестиции — 31 %, средства, вложенные самими предприятиями — 3,5 %. При непосредственном участии иностранных компаний получили развитие важнейшие отрасли промышленности: нефтегазовая, производство цемента, стали, электроники, швейно-текстильных изделий, сельскохозяйственной продукции. Прямые иностранные инвестиции способствуют формированию и развитию таких отраслей, как автомобилестроение, производство мотоциклов. Создаются «зоны экспортного производства», «зоны концентрированного промышленного производства», имеющие налоговые и другие льготы, а также другие благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций (в Хайфоне, Дананге, Кантхо, Тхантхуане и проч.). Объем валовой продукции за 1991—1995 по сравнению 1986—1990 вырос с 35,6 до 57,1 млрд кВт·ч, сырой нефти — с 1,2 до 30,5 млн т, стали — с 393 до 1241 тыс. т, удобрений — с 2228 до 3340 тыс. т, цемента — с 9,8 до 22,5 млн т, бумаги — с 410 до 713 тыс. т. С 1990 по 1997 ВВП ежегодно рос в среднем на 8,9 %, фактические капиталовложения — на 25 % ежегодно. В 1995—1997 по темпам экономического роста Вьетнам лидировал среди стран-членов АСЕАН.

Санкционированные властями прямые иностранные инвестиции, которые в 1991 составили ок. 2,3 млрд долл. США, в 1997 достигли 31,2 млрд долл., что составляло 30 % всех капиталовложений. В 1991—1998 происходил быстрый рост экспорта — с 2042 млн до 9356 млн дол., или на 27 % в год, импорта — с 2105 млн до 11 390 млн дол., или на 32 % в год. В 1998 экспорт товаров и услуг оценивался в 42 % ВВП, импорт — в 47 % ВВП. Азиатский финансовый кризис 1998—1999 несколько уменьшил импорт (на 3 %) при расширении экспорта на 0,9 %, а иностранные инвестиции сократились. В 1998 во Вьетнаме осуществлялось 2200 инвестиционных проектов с привлечением капитала из 60 стран с суммой инвестиций в 32 млрд дол.

Вьетнам обладает значительными возможностями для развития электроэнергетики, имея в своем распоряжении большие запасы нефти, газа, угля и гидроэнергетических ресурсов. Мощность вырабатываемой электроэнергии возросла с 2161,7 мВт в 1991 до 4360 мВт в 1995. Действует крупнейшая ГЭС Шонла, ГЭС Хоабинь и строящаяся в том же каскаде ГЭС Лайтяу, а также такие ГЭС, как Тхакба, Даним, Виньшон и проч., газотурбинные комплексы в Бариа и Тхудике, ТЭС (Уонгби, Фалай), а также сотни малых ГЭС. Построена 500-вольтная линия электропередач «Север-Юг», примерно на 2000 км удлинены линии электропередач напряжением 110—220 В и 350 В.

Вместе с тем в 2010-х годах наблюдаются некоторые структурные диспропорции в экономике страны. Так в стране анонсирован и находится на разных этапах (от декларации о намерениях до реально ведущегося строительства) более двух десятков новых металлургических предприятий, совокупная мощность которых намного превышает все разумные потребности страны.

 

Внешнеэкономические связи

Вьетнам экспортирует сырую нефть, морепродукты, рис, кофе, каучук, чай, одежду и обувь (57 млрд долл. в 2009). Основные покупатели — США 21,4 %, Япония 14,4 %, Китай 7,3 %, Австралия 4,4 %, Германия 4,3 %.

Вьетнам импортирует промышленную продукцию, нефтепродукты, удобрения, зерно, хлопок, цемент, мотоциклы (65,1 млрд долл. в 2009). Основные поставщики — Китай 20,9 %, Сингапур 9,6 %, Япония 9 %, Тайвань 8,2 %, Южная Корея 7,7 %, Таиланд 6,4 %, США 4,3 %.

В прошлом СССР и Вьетнам тесно сотрудничали в разных областях: сельское хозяйство, нефтедобыча, строительство и науки, не говоря уже о военно-технической отрасли. Сейчас многие проекты закрыты, но по-прежнему работает совместное нефтедобывающее предприятие «Вьетсовпетро» в городе Вунгтау и Центр тропических исследований РАН в Ханое (с отделениями в Хошимине и Нячанге). Продолжается сотрудничество в области энергетики с российским холдингом Силовые машины. Всего в стране числится 64 проекта с участием российского капитала на сумму 390,3 млн долларов (без учета «Вьетсовпетро»).

В 2008 г. «Вымпелком» совместно с «GTEL Corporation» основал вьетнамско-российскую компанию «GTel Mobile JSC» с долей акций 49 %. C августа 2009 года по сентябрь 2012 года GTel Mobile осуществляла услуги сотовой связи под брендом «Beeline VN» в трёх крупнейших городах страны — Ханое, Хошимине и Дананге. В апреле 2012 г. из-за неудач и разногласий с вьетнамскими держателями акций Вымпелком покинул рынок страны, передав все свои акции вьетнамской стороне (спустя месяц Вымпелком ушёл и с рынка соседней Камбоджи).

Долгое время экономическому росту Вьетнама мешало американское эмбарго и чрезмерная опека советского государства — зарубежный капитал в стране не приветствовался. В декабре 1988 года вьетнамское правительство приняло закон об иностранных инвестициях, которым гарантировало компаниям из других государств, что их имущество и прибыль не будут национализированы. Во Вьетнам потянулись сперва компании из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Южная Корея и Австралия, а потом и многие другие. А в 1997 году парламент Вьетнама разрешил всем провинциям и округам самостоятельно совершать внешнеторговые операции. С 11 января 2007 года Вьетнам стал 150-м членом Всемирной торговой организации (ВТО).

 

Иностранные инвестиции

В последние годы многие иностранные компании, особенно работающие в сфере бытовой электроники и высоких технологий, переносят свои производственные и научно-исследовательские мощности из соседнего Китая во Вьетнам. Главными причинами этого являются более дешёвая рабочая сила, налоговые льготы и близость к уже действующим заводам и логистическим центрам в Китае, Корее и Японии. Среди крупнейших инвесторов — Samsung (производство смартфонов), LG (производство телевизоров), Nokia (производство мобильных телефонов), Panasonic (производство бытовой электроники), Intel (производство микросхем), Fuji Xerox (производство принтеров).

 

Культура

Культура Вьетнама (вьетн. Văn hóa Việt Nam) является одной из старейших в Азии, и берёт своё начало в донгшонской культуре бронзового века. Из-за территориальной близости с Китаем, а, следовательно, частых контактов с китайской культурой, Вьетнам считается частью юго-восточноазиатской культурной сферы.

Получив независимость в десятом веке, Вьетнам начал экспансию на юг, окончившуюся захватом Тямпы и части Камбуджадеши, что привело к изменению местной культуры.

Во время французского колониального периода вьетнамская культура испытала сильное влияние европейской культуры, включая распространение католицизма и латинизированный алфавит куокнгы; Вьетнам является единственной страной Индокитая с официальной письменностью на основе латиницы.

После свержения монархии в 1945 году — на Севере, а после объединения страны в 1976 году — во всём Вьетнаме культурная жизнь стала диктоваться государством. На протяжении десятилетий поддерживалось культурное влияние лишь социалистических и коммунистических стран: СССР, КНДР, Кубы и прочих. С 1990-х годов Вьетнам вновь попал в поле зрения мировых культурных тенденций.

Некоторые элементы культуры страны считаются характеристическими: культ предков, традиционные семейные и общинные ценности, ремёсла, направленность на обучение. Важными символами вьетнамской культуры являются драконы, черепахи, лотосы и бамбук.

 

Мировое наследие во Вьетнаме

Во Вьетнаме расположено несколько материальных объектов мирового культурного и природного наследия, а также объекты нематериального наследия:

 

- Материальное наследие

В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Вьетнаме значатся 7 наименований (из них 2 — природных объекта):

Хойан: древний город, торговый центр;
Комплекс памятников Хюэ: комплекс монументов в бывшем столичном городе;
Мишон: древний храмовый комплекс тямской цивилизации;
Ханойская цитадель;
Цитадель династии Хо;
Фонгня-Кебанг — пещеры;
Бухта Халонг — бухта в Тонкинском заливе.

 

- Нематериальное культурное наследие

Ня няк — жанр придворной музыки;
область культуры Гонг;
качу;
куанхо — музыкальный жанр.

 

Семейные связи

Родственные узы играют важную роль во Вьетнаме. В отличие от европейской культуры, сфокусированной на индивидуализме, во Вьетнаме родовая община главенствует над семьёй. Это отличает Вьетнам и от Китая, так как там семья находится на первом месте. У каждого клана есть алтарь и патриарх.

Большинство жителей небольших деревень — кровные родственники. Это можно видеть и по названиям таких местечек: Дангса (Đặng Xá) — «место, где живут Данги», Тяуса (Châu Xá) — «место, где живут Тяу», и так далее. В большинстве сельских районов по три—четыре поколения живут в общинном доме. Из-за важности, которую для вьетнамцев имеют родственные связи, в обществе имеется сложная иерархическая система отношений. Считается, что в клане должно быть девять поколений, от пра-прародителей до пра-правнуков. При этом место в иерархии определяется не по возрасту: поздние, младшие по возрасту, дети старшего брата будут считаться «старшими» по отношению к ранним детям младшего брата. Такая модель отношений в семье привела к появлению множества гонорификов и сложной системы местоимений.

 

Свадьба

Традиционная вьетнамская свадьба — одно из наиболее значительных событий во Вьетнаме. Несмотря на вестернизацию, многие старинные традиции соблюдаются как жителями Вьетнама, так и вьеткьеу.

До XX века вьетнамцы вступали в брак рано, свадьбы организовывали родители и члены семьи, сами же молодожёны правом голоса почти не обладали. В современном Вьетнаме эта традиция отошла в прошлое, и вьетнамцы выбирают себе партнёров сами.

Свадебный обряд разнится у разных народов Вьетнама, однако обычно включает две церемонии:

Ле анхой (Lễ Ǎn Hỏi) — церемонию помолвки: за некоторое время до свадьбы жених со своей семьёй посещает семью невесты с круглыми лакированными коробочками, в которых находятся свадебные подарки. Количество коробочек обязательно должно быть нечётным. Обычные подарки — орехи арековой пальмы, листья бетеля (эти два непременных атрибута свадьбы вошли в поговорку «вопросы бетеля и арека (chuyện trầu cau, тюен чау кау) — «свадебные дела»), чай, пироги, фрукты, вино, другие деликатесы и деньги. Подарки накрывают красной тканью, а несут их ещё не вступившие в брак члены семьи обоих полов. Семьи назначают дату свадьбы.
Ле кыой (Lễ Cưới) — свадьба: в день свадьбы жених со своей семьёй снова приезжает к невесте, чтобы попросить её родственников отдать свою дочь в их дом. На празднование свадьбы приглашают гостей. Жених и невеста молятся перед алтарём, спрашивая у предков разрешения на женитьбу, а также выражают благодарность родителям пары.


Похороны

 

- Поминки

Когда во Вьетнаме кто-то умирает, его семья устраивает пяти- или шестидневные поминки, их продолжительность может увеличиваться, если кому-то требуется время на приезд. Тело покойного обмывают и одевают. Между зубов помещают палочку, в рот кладут щепотку риса и три монеты. Тело укладывают на травяную подстилку на землю, согласно пословице «рождённый землёй должен вернуться в неё». Тело оборачивают белой тканью и кладут в гроб, после чего захороняют.

 

- Захоронение

Семья, одетая в простые туники и тюрбаны из тонкой сетки, проводит либо традиционный, либо современный похоронный ритуал.Традиционные похороны: тщательно выбираются дата и время погребения. Друзья и родственники сопровождают покойного к кладбищу, по пути бросая жертвенные предметы. На кладбище гроб хоронят. После трёхдневного траура семья вновь посещает кладбище для поклонения открытию могилы. Через 49 дней на семейный алтарь перестают класть рис за умершего. Через 100 дней празднуется день «окончания слёз» (tốt khốc, тот кхок). Через год отмечается годовщина смерти, а через два года — окончание траура.
Современные похороны: вьетнамские похороны по современному обряду включают только покрытие тела тканью, положение во гроб, похоронную процессию, захоронение гроба и посещения могилы.

Семья покойного через сто дней выполняет ритуал бдения, все члены семьи сидят по парам в линию. Приглашённый монах помещает небольшой кусок хлопка на голову каждого члена семьи, звонит в колокольчик и поёт, вращая колокольчик над головой умершего. Считается, что это открывает путь назад, к жизни. Ветка бамбука с листьями на вершине и прикреплёнными бумажками с именем умершего начинает качаться, когда покойный возвращается. Считается, что в этот день душа умершего может вселиться в одного из родственников и поговорить с остальными.

Подготовка к этому ритуалу занимает целый день, молитвы и песнопения перед вселением продолжаются 6 часов. После ритуала родственники сжигают бумажный дом и сделанные из бумаги вещи, которые могут пригодиться покойному в следующей жизни.

 

Религия во Вьетнаме

Официально Социалистическая республика Вьетнам — атеистическое государство. Согласно результатам переписи 2004 года, 81 процент населения нерелигиозен, однако эти цифры могут быть фальсифицированы под влиянием государства, и в реальности количество атеистов может оказаться гораздо меньше; кроме того, среди людей, указавших, что не имеют религии, может оказаться множество практикующих традиционные религиозные верования, к примеру, культ предков. Первые религии, попавшие во Вьетнам, — буддизм махаяны, конфуцианство и даосизм; их называют три религии (tam giáo). Согласно «Pew», большинство вьетнамцев практикуют традиционные религии, поклоняясь духам, богам и богине-матери (45.3 %), с 1980-х годов народные верования набрали популярность. Буддизм — вторая по популярности религия в стране, её исповедуют 16,4 % вьетнамцев, около 8 % — христиане, в основном, католики, около 30 % нерелигиозны. Меньшинства исповедуют индуизм, ислам, протестантизм, хоахао, каодай.

 

Общие сведения

Несмотря на то, что в переписи 1999 года большинство вьетнамцев назвались неверующими, разнообразные верования и культы неразрывно вплетены в повседневную жизнь страны. Одна из наиболее широко распространённых практик — культ предков, общий с китайской и другими азиатскими культурами. Почти во всех вьетнамских домах есть алтарь предков, где совершаются разнообразные обряды, примером которых может служить годовщина смерти, у них испрашивают совета при необходимости. Вера в призраков широко распространена, считается, что, если не совершать ритуалы, то дух предка превратится в голодного духа. Опрос 2002 года, проведённый Pew Research Center, показал, что для 24 % населения Вьетнама религия «очень важна».

 

История

Самые ранние виды религии во Вьетнаме — анимистические и тотемные культы. Орнаменты на донгшонских барабанах имели церемониальное и, вероятно, религиозное значение, они содержат изображения птиц, что позволяет предположить наличие культа птиц у древних вьетов. Другой часто встречающийся в раннем искусстве символ — дракон; вьеты почитали короля-дракона Лак Лонг Куана, который, по легенде, является отцом всех вьетов. Бог-золотая черепаха Ким Куи является царям из озера Хоанкьем в трудные времена (самый известный случай — появление перед Ле Лоем, когда он взял у бога меч Тхуантхьен. Животные, горы, реки и другие элементы природы считались одушевлёнными защитниками людей, которые поклонялись им. После того, как вьеты встретились с китайцами, заимствованные «три учения» встроились в этическую и моральную систему общества, обогатив традиционные религиозные верования и придав им новые грани.

 

Традиционные верования

Несколько учёных, в том числе Тоан Ань говорят о возрождении традиционных верований в местных духов и богов.

 

- Даомау

Термином Даомау (Đạo Mẫu, 道母) обозначают совокупность культов богини-матери в нескольких ипостасях. Некоторые исследователи, к примеру, Нго Дык Тхинь (Ngô Đức Thịnh), утверждают, что даомау — систематический культ, однако более распространена точка зрения, согласно которой это совокупность разрозненных религиозных представлений и ритуалов. Богинями даомау, среди прочего, являются Тхьен И А На (Thiên Y A Na), Ба Тюа Сы (Bà Chúa Xứ, 婆主處), Ба Тюа Кхо (Bà Chúa Kho), принцесса Льеу Хань[en] (Liễu Hạnh, 柳杏), а также легендарные и исторические фигуры: Ау Ко, сёстры Чынг, Чьеу Тхи Чинь, богини культа Четырёх дворцов[en] (Tứ Phủ) — Матушка верхнего неба (mẫu Thượng Thiên, мау тхыонг тхьен), Матушка высокогорья (mẫu Thượng Ngàn, мау тхыонг нган), Матушка воды (mẫu Thoải, мау тхоай) и Матушка земли (mẫu Địa Phủ, мау диа фу). Даомау обычно ассоциируется с медиумами и ритуалами связанного с ними культа Лендонг[en] (Lên đồng), родственного аналогичным культам Тайваня, Сингапура и Гонконга. Несмотря на то, что после установления власти коммунистов подобные практики были запрещены как насаждающие суеверия, они вернулись в 1987 году, после легализации.

 

- Буддизм

Буддизм пришёл во Вьетнам во II веке н. э. с севера из Центральной Азии, а с юга — из Индии. Буддизм махаяны из Китая попал в дельту Хонгхи примерно в 300-х годах н. э. Буддизм тхеравады пришёл из Индии в южную дельту Меконго много позже, около 300—600 годов. Современные вьетнамцы обычно являются последователями Махаяны, однако некоторые меньшинства, например, вьетнамские кхмеры, живущие в дельте Меконга, предпочитают Тхераваду.

Буддийские обычаи во Вьетнаме отличаются от других стран; иерархические и институционные структуры, а также общины там обычно отсутствуют. Вьетнамский буддизм развивался в связке с даосизмом, местными верованиями и китайским мистицизмом, и большинство буддистов основное внимание уделяет ритуалам, а не медитации.

 

- Школа Чистой Земли

Буддизм Чистой Земли — крупная ветвь Махаяны, одна из самых популярных буддийских школ в стране; его последователи часто читают сутры и молитвы и дхарани, чтобы получить защиту бодхисатв и дхармапал. Хотя традиции, ритуалы и концепции школы Чистой Земли взяты у Махаяны, эта школа официально не считалась буддийской сектой до 2007 года (в отличие от Японии).

 

- Быушонкихыонг

Быу-шон-ки-хыонг (Bửu Sơn Kỳ Hương, 寶山奇香), буквально «странный аромат драгоценной горы», — религиозная мистическая традиция. Основателем быушонкихыонга был Доан Минь Хюен (Đoàn Minh Huyên, 1807–1856), а продолжателем — Хюинь Фу Шо (Huỳnh Phú Sổ), создатель хоахао. Название является отсылкой к семи горам Байнуи[en] (Thất Sơn) на границе Вьетнама и Камбоджи, откуда, по собственному утверждению, людям для спасения был послан Доан Минь Хюен, называвший себя буддой. Первое появление Доан Минь Хюена датируется 1849 годом.

 

- Хоахао

Хоахао — синкретическая религия, основанная на буддизме. Основана в 1939 году Хюинь Фу Шо, родом из дельты Меконга. Распространена на юге страны. Приверженцы хоахао считают Хюинь Фу Шо пророком, а свою религию продолжением квазибуддийской религии XIX века «быусонкихыонг». Хоахао уделяет большое внимание крестьянам; старый девиз хоахао — «практикуй буддизм, работая в поле». Хоахао также характерна тем, что многие ритуалы можно проводить дома, не посещая храм — считается, что деньги лучше раздать бедным, чем строить дорогие пагоды.

Хоахао получила распространение на юге страны; в некоторых частях дельты Меконга её практикует подавляющее большинство жителей. Так как хоахао частично опирается на вьетнамский национализм, на Западе помимо диаспоры её влияние минимально.

 

- Тыан-хьеунгиа

Ты ан хьеу нгиа (Tứ Ân Hiếu Nghĩa, четыре долга благодарности) — буддийская секта, располагающаяся в Анзянг, одна из самых недавно зарегистрированных. Основателем Тыан-хьеунгиа является Нго Лой (Ngô Lợi, 1831—1890). Официально данный культ заявляет о более чем 70 000 зарегистрированных последователей и 476 религиозных лидерах, 76 мест поклонения в 14 провинциях, в основном, в Южном Вьетнаме на 2005 год.

 

Христианство

 

- Католицизм

Самое многочисленное по количеству приверженцев направление христианства — католицизм — было ввезено португальскими миссионерами в XVI веке и укрепилось за время французского колониального правления. Первые визиты имели средний успех, однако более поздние миссии иезуитов позволили католицизму закрепиться среди местного населения.

Иезуит Александр де Род, работавший во Вьетнаме с 1624 по 1644 год, был самым известным из всех посетивших Вьетнам миссионеров того времени. Среди прочего, он создал вьетнамский латинизированный алфавит вместе с вьетнамскими учёными на основе более ранних наработок других миссионеров.

Французский миссионер Пьер Пиньо де Беэн сыграл важную роль во вьетнамской истории в конце XVIII века, когда подружился с Нгуен Фук Анем, самым высокопоставленным из князей Нгуенов, и помог ему бежать от восстания тэйшонов в 1777 году Becoming Nguyễn Ánh’s loyal confidant, benefactor and military advisor during his time of need,. Пьер смог благодаря этому получить преференции для церкви: в правление Зя Лонга католицизм и миссионерская деятельность были полностью разрешены. К моменту вступления Зя Лонга на престол в 1802 году в стране было три епархии с 320 000 прихожанами и больше 120 вьетнамских священников.

Согласно Catholic Hierarchy Catalog, во Вьетнаме в 2005 году было 5 658 000 католиков, что составляет 6 87 % населения; 26 епархий, включая три архиепархии, 2228 приходов и 2668 священников.

 

- Протестантизм

Протестантизм появился во Вьетнаме, когда в 1911 году канадский миссионер Роберт Джофри прибыл в Дананг; по прошествии времени в страну въехало более сотни миссионеров-членов Христианско-миссионерского союза. На государственном уровне распознают Южную Евангельскую церковь Вьетнама (с 2001 года) и меньшую Евангельскую церковь Вьетнама (с 1963 года).

Современные оценки количества протестантов варьируют от официальных 500 000 до заявленного самими протестантами миллиона. Сильный рост показали протестантские общины этнических меньшинств-тхыонгов, таких как мнонги, эде, банар, зярай. Внутренние источники утверждают, что 2/3 протестантов являются представителями нацменьшинств. По некоторым оценкам рост протестантского сообщества составил 600 процентов за последние десять лет. Часть новообращённых принадлежит к незарегистрированным домашним церквям, их число оценивается в 200 000 человек.

В октябре 2007 года государство официально признало баптистов и меннонитов, что считается серьёзной подвижкой в вопросе религиозной свободы для вьетнамских протестантов. Через два года официальное разрешение вести деятельность получили Ассамблеи Бога — это первый шаг к легализации. Считается, что на 2009 год к ассамблеям принадлежало около 40 000 человек, к баптистам — 18 400 человек и 500 священнослужителей (2007 год), а к меннонитам — примерно 10 000.

 

- Русская православная церковь

Русская православная церковь работает в Вунгтау, её, в основном, посещают русскоязычные работники русско-вьетнамского предприятия Вьетсовпетро. Приход открыт в 2002 году и назван в честь иконы Казанской Божией Матери по благословению Священного Синода, полученному в Троице-Сергиевой лавре. Представители отдела международных отношений Русской православной церкви посещают Вунгтау и проводят службы. Вьетнам также считается территорией, находящейся под юрисдикцией Константинопольской православной церкви.

 

Каодай

Каодай — относительно новая синкретическая монотеистическая религия, официально появившаяся в городе Тэйнинь на юге Вьетнама в 1926 году. Термин вьетн. Cao Đài буквально означает «высокая башня», а в переносном смысле — обитель бога. Приверженцы этой религии считают основателем религии бога, который передал учение первым ученикам, среди которых Нго Ван Тьеу, Као Куинь Кы (Cao Quỳnh Cư), Фам Конг Так (Phạm Công Tắc) и Као Хоай Санг (Cao Hoài Sang). Все они утверждали, что получили непосредственные указания от бога, который дал им прямые указания основать религию, начинающую «Третью эпоху религиозной амнистии». Последователи каодай читают молитвы, поклоняются предкам, исповедуют ненасилие и вегетарианство, минимальной целью является воссоединение с богом на небесах, а максимальной — свобода от цикла перерождений. Официальные данные по количеству верующих в каодай — 2,2 миллиона на 2005 год, большинство иностранных источников указывает цифры от 2 до 3 миллионов. Кроме того, несколько десятков тысяч адептов живёт за границей. Минь Сы Дао (Minh Sư Đạo) — секта каодай, в 1999 году в стране было 37 крупных храмов и 5000 приверженцев только в Хошимине.

 

Индуизм

Индуистами во Вьетнаме являются тямы, ранее населявшие государство Тямпа, основной религией там была разновидность шиваизма, привезённая из Индии. Тямы возвели в Центральном Вьетнаме множество индуистских храмов, многие из которых по сей день действуют; одним из самых известных храмов является Мишон, объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Около 50 000 тямов, живущих на южном и центральном побережьи, исповедуют индуизм; большинство являются представителями касты кшатриев, однако имеется некоторое количество брахманов. Другие 4000 индуистов, большинство из которых — тамилы, тямы или дети от смешанных вьетнамско-индийских браков, живут в Хошимине, где посещают Храм Мариамман. В провинции Ниньтхуан, где живёт большинство тямов, зарегистрировано 32 000 индуистов-тямов; из 22 деревень в этой провинции 15 — индуистские.

 

Ислам

Почти как и в предыдущем случае, мусульмане, в основной массе, принадлежат к народу тямов. Ислам пришёл во Вьетнам намного позже, чем в Китай, в результате контактов с арабами-торговцами. Количество мусульман увеличилось, когда Малаккский султанат расширил свои владения в результате уничтожения Тямпы в 1471 году, однако ислам распространился среди тямов в середине XVII века. В середине XIX века многие тямы-мусульмане перебрались в дельту Меконга из Камбоджи, что также увеличило присутствие этой религии в стране.

Вьетнамские мусульмане оставались несколько изолированными от исламского мира, и это в совокупности с недостатком религиозных школ вызвало дрейф в сторону синкретизма. К примеру, тямы молятся только по пятницам, празднуют Рамадан три дня; обрезание крайней плоти не проводится; на церемонии требуемые движения имитируют деревянным тупым ритуальным ножом.

Самая большая мечеть страны была открыта в январе 2006 года в Суанлоке, районе провинции Донгнай; частично строительство спонсировалось пожертвованиями из Саудовской Аравии.

Согласно переписи 2005 года, во Вьетнаме проживает 66 000 мусульман, это на три тысячи больше, чем в 1999 году. Больше 77 % жили в юго-западной части страны, 34 % в Ниньтхуане, 24 % в Биньтхуане, 9 % в Хошимине; другие 22 живут в дельте Меконга, в основном, в Анзянге. В Ниньтхуане, где живёт большинство тямов, количество тямов-мусульман равно 22 000. Из 22 деревень в этой провинции 7 мусульманские.

 

Евреи во Вьетнаме

Евреи во Вьетнаме — евреи, проживающие сегодня во Вьетнаме, еврейская история Вьетнама (с 19 века) и еврейское культурное наследие, в том числе иудаизм во Вьетнаме.

 

- Современное состояние

В стране проживает всего около 300 евреев (100 в Ханое и 200 в Хошимине), в основном это экспаты. Количество вьетнамцев, исповедующих иудаизм невелико. При этом Вьетнам посещает большое количество израильских и еврейских (из других стран, в том числе СНГ) туристов. В стране действует посольство Израиля, центр ХАБАД, в 2013 году появилась первая во Вьетнаме миква.

 

История

 

- 19 век

Евреи впервые попали в Индокитай и поселились во Вьетнаме вместе с французскими колонизаторами. 1860—1870 годы отмечены появлением во Вьетнаме небольшого, но стабильного еврейского присутствия. В конце 19 века большую активность во вьетнамских делах, торговле и строительстве инфраструктуры (в частности, железных дорог) проявил судовладелец по имени Жиль Руэ (Jules Rueff), купец и колониальный деятель. Еврейские солдаты сражались за Францию и во время Тонкинской кампании.

 

- До Второй Мировой войны

В 1902 году в Ханое открывает свои двери французская школа. Один из ее основателей — еврей Сильван Леви (Sylvain Lévi).

К 1939 году еврейское население Хайфона, Ханоя, Сайгона и Турана в совокупности составляло тысячу человек.

 

- Война

Так как Вьетнам был колонией Франции, на него распространялась власть вишистов. Они ввели в действие дискриминационный «Статут о евреях». Последних увольняли с работы и не принимали (свыше квоты в 2 %) в школы. Эти меры были отменены после освобождения метрополии от немцев, зимой 1945 года.

 

- Независимость

До того, как французы покинули Вьетнам в 1954 году еврейское население Индокитая (Вьетнам, Лаос, Камбоджа) составляло около 1500; большинство из них навсегда покинуло регион вместе с французами. Израиль принял несколько сотен беженцев из Вьетнама.

К 2005 году все жившие во Вьетнаме евреи были приезжими контрактными работниками.


- Вьетнам и Израиль

Установлены дипломатические отношения на уровне посольств (с 1993 года). Посольство Израиля занимается в стране в том числе медицинской благотворительностью. После установления дипломатических отношений с Израилем в стране начал работать ХАБАД, развивались экономические связи (сельское хозяйство, молочное животноводство, очистка воды). Росла и обустраивалась еврейская община.

В 1992 году в джунглях Вьетнама и Лаоса был открыт новый вид животных - саола. Он стал примером случая, когда животное, форально соответствующее всем признакам кошерности, некошерно из-за отсутствия у евреев традиции употреблять его в пищу.

 

Бахаизм

Бахаи во Вьетнаме утверждали о наличии 200 000 последователей, в основном живших на юге страны, однако после Войны во Вьетнаме эта религия попала под запрет и легализована лишь в 2007 году. В 2009 году количество бахаи оценивалось в 7000 человек.

 

Свобода вероисповедания

Свобода веры во Вьетнаме формально закреплена конституцией, однако на многие религиозные общества наложены ограничения, особенно если государство считает какую-нибудь из них угрозой авторитета коммунистической партии. В 2007 году официально разрешал буддизм, католичество, протестантизм, ислам, каодай, хоахао, а вера бахаи получила разрешение на религиозную деятельность вместе с двумя другими религиями и одной сектой.

Несмотря на попытки вьетнамского государства улучшить свой образ в глазах мирового сообщества за счёт религиозных свобод, несколько религиозных лидеров заявляли о продолжающейся дискриминации. Секретарь вьетнамских меннонитов и борец за религиозные свободы Нгуен Хонг Куанг был арестован в 2004 году, а его жилище сровняли с землёй. Христиан-тхыонгов продолжает притеснять государство. В марте 2007 года член ханойской конгрегации легальной евангельской церкви Нгуен Ван Дай был арестован за правозащитную деятельность в области свободы вероисповедания.

 

Искусство

Искусство Вьетнама — искусство, авторами произведений которого являются жители Вьетнама, а также эмигранты и их потомки. К искусству Вьетнама также причисляют древние произведения, которые появились до того, как у Вьетнама появилась государственность, например, донгшонские барабаны.

На протяжении своей истории вьетнамское искусство испытывало влияние со стороны буддийского искусства Китая, тямского индуистского искусства, а в XIX—XX веках — искусства Франции.

Китайское влияние на вьетнамское искусство было наиболее значительным. Сферы влияния включают керамику и горшечное дело, каллиграфию и архитектуру.

 

Литература

Литература Вьетнама состоит из двух не связанных между собой частей: народной и авторской.

Вьетнамская народная литература (легенды, сказки, юмористические рассказы, песни, эпос) пронизана гуманизмом и направленностью к добру. Часть фольклора сохранилась и в XXI веке.

Письменная литература, появившаяся примерно в X веке, делилась на китаеязычную и вьетнамоязычную (на тьы-номе, в основном, поэзия). В 1920-х годах вьетнамоязычная литература вытеснила китаеязычную, образовалось множество новых литературных форм. Современная вьетнамская литература прошла периоды романтизма, реализма, военного героизма.

Классическими считаются произведения «Стенания истерзанной души» (Truyện Kiều, 傳翹) (Нгуен Зу), «Жалобы королевской наложницы» (Cung Oán Ngâm Khúc) (Нгуен Зя Тхьеу (Nguyễn Gia Thiều)), «Жалобы солдатки» (Chinh phụ ngâm) (Данг Чан Кон) и «Описание земель державы» (Quốc âm thi tập) (Нгуен Чай ({{{2}}})). Знамениты вьетнамские поэтессы Ба Хюен Тхань Куан (Bà Huyện Thanh Quan, 婆縣清觀), Доан Тхи Дьем (Đoàn Thị Điểm, 段氏點) и Хо Суан Хыонг.

Современные известные вьетнамские писатели — Нгуен Конг Хоан (Nguyễn Công Hoan), Ву Чонг Фунг (Vũ Trọng Phụng), Нго Тат То (Ngô Tất Tố), Нгуен Хонг (Nguyên Hồng), Нам Као (Nam Cao) и Нгуен Туан (Nguyễn Tuân); поэты — Нго Суан Зьеу (Ngô Xuân Diệu), Хюи Кан (Huy Cận), Хан Мак Ты (Hàn Mặc Tử) и Нгуен Бинь Кхьем.

 

Изобразительные искусства

Знаменитые художники Вьетнама — Ван Као, Буи Суан Фай (Bùi Xuân Phái), Хоанг Хонг Кам (Hoàng Hồng Cẩm), Конг Куок Ха (Công Quốc Hà) и Май Чунг Тхы (Mai Trung Thứ).

 

- Каллиграфия

Каллиграфия Вьетнама имеет древнюю историю. До XX века вьетнамские каллиграфы пользовались китайскими и собственно вьетнамскими иероглифами, однако после перехода на латинизированную письменность большинство каллиграфов перешло на национальное письмо.

Даже во времена, когда знание иероглифической письменности было уделом немногих образованных учёных и чиновников, каллиграфия играла важную роль в жизни вьетнамцев. На праздники, например, Новый год, люди приходили к своему местному учителю или учёному за каллиграфической надписью, которую вешали на стену дома.

 

Изящные искусства

 

- Музыка

Музыка Вьетнама отличается в трёх регионах страны: северном (Bắc, бак), центральном (Trung, чунг) и южном (Nam, нам). Северная музыка — наиболее древняя и самая официальная. Классическая музыка в китайском стиле появилась в одно из монгольских вторжений во Вьетнам, когда вьетнамцы захватили в плен китайскую оперную труппу. Музыка центрального региона испытала влияние тямской культуры и её мелодического строя. Существует около 50 национальных вьетнамских инструментов, включая ударные, бронзовые барабаны «чонгдонг», гонги, данда (литофоны), дантрынг (đàn t’rưng); деревянные духовые флейта шао, гобои кэнбау, кэндамма, губной орга́н народа эде динг нам (đing năm) и орга́н мнонгов мбоат (M’boắt); струнно-щипковые: однострунный данбау (đàn bầu), цитра данчань (đàn tranh), дандай (đàn đáy) дантинь (đàn tính), близкий к сямисэну дантам (đàn tam) струнно-смычковый дангао (đàn gáo) и другие. Вьетнамские народные песни разнообразны как по форме, так и мелодически, наиболее известны жанры «чтение поэзии» (ngâm thơ, нгамтхо), колыбельные (hát ru, хатру), хоралы (hò, хо), сам (xẩm), тяува (chầu văn) и качу. Наиболее известны среди них придворная музыка няняк (nhã nhạc) и камерная музыка качу, работа исполнительниц которой аналогична работе гейш.

 

- Театр

Как и в остальных видах искусств, во вьетнамском театре развивались как собственные, так и заимствованные из Китая и позднее из Европы жанры:

Тео — сатирический северовьетнамский крестьянский театр, представления часто сопровождаются танцем. Представления полупрофессиональных трупп традиционно проходят на деревенской площади, однако с увеличением интереса к жанру появились профессиональные труппы, выступающие на сцене.
Туонг — вьетнамский вариант китайской оперы, изначально исполнявшийся при дворе, но позже ушедший в народ.
Театр кукол на воде (Múa rối nước) — исконно вьетнамское искусство, водяные марионетки.
Вонгко — полусамодеятельный театр на основе народного театра, предшественник театра кайлыонг.
Кайлыонг — «обновлённый» театр, современная фольклорная опера, появившаяся на юге страны.
Китьной — современный «разговорный» театр, или театр классической вьетнамской драмы.

 

- Водяные марионетки

Театр кукол на воде (múa rối nước, муа зой ныок) — исконно вьетнамское искусство, появившееся в X веке. Представление проходит в воде, марионетками управляют через спрятанные под ними тонкие шесты. Наиболе популярны сюжеты по мотивам традиционного эпоса. Самих марионеток изготовляют из дерева, обычно — джекфрутового, а затем покрывают несколькими слоями водонепроницаемой краски.

Вьетнамское правительство спасло это искусство от исчезновения, признав частью культурного наследия страны. Кроме того, водяные марионетки очень популярны среди туристов. Марионеточников обучают в сельских районах страны.

 

- Танец

Во Вьетнаме проживает 54 официально признаваемых народа, и у каждого есть национальные танцы. Некоторые из них исполняются (исполнялись) при дворе или на праздники, как, например, танец льва.

 

- Боевые искусства

Благодаря постоянным военным конфликтам во Вьетнаме появилось множество стилей боевых искусств (Võ-Thuật), в основном, основанных на китайских боевых искусствах. Наиболее известны стили вовинам вьетводао (Võ Việt Nam Việt Võ Đạo), вобиньдинь (Võ Bình Định) и куанкхидао (Quán Khí Đạo).

 

- Новые искусства

В XX веке вслед за Западной цивилизацией во Вьетнаме появились разнообразные новые искусства: фотография, кино и телевидение. На начало 1997 года во Вьетнаме была 191 профессиональная художественная организация, 26 киностудий.

 

Одежда

В Средневековье одежда была очень важным социальным маркером, существовали строгие правила, регламентировавшие костюм. Простолюдинам было запрещено носить яркие цвета, в некоторые периоды разрешались только чёрный, коричневый и белый цвета.

Аотытхан, «платье из четырёх частей», вместе с майкой-передником йем (yếm) носили простые женщины. Крестьяне одевались в пижамообразные шёлковые костюмы, называемые на севере аокань (áo cánh), а на юге — аобаба (áo bà ba).

Обычные головные уборы крестьян — обёрнутая вокруг головы полоска парчи «кхандонг» (khăn đống) и шляпа нонла. Обуви простые вьетнамцы не носили.

Монархи могли носить запрещённые остальным слоям населения золотые одежды, а знать — красные и багряные. Фасоны и цвета одеяний зависели от текущей даты и положения носителя.

Самый известный в мире и популярный среди населения вьетнамский костюм называется аозай (áo dài). Существуют как женские, так и мужские виды аозай, однако в XX веке его стали носить в основном женщины. Аозай состоит из длинного платья с разрезами по бокам и просторных брюк.

В повседневной жизни традиционную одежду во Вьетнаме вытеснила западная, единственным исключением является аозай. 

 

   

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Материал статьи взят на сайте Википедия ru.wikipedia.org по свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

                                                                              ''Авторы Википедии'' - по гиперссылкам: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Культура_Вьетнама&action=history;http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Вьетнам&action=history

                                                                                  http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Вьетнамская_народная_армия&action=history;http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Административное_деление_Вьетнама&action=history

                                                                                                                                        http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=География_Вьетнама&action=history ;http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Население_Вьетнама&action=history

                                                                                                                                              http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Языки_Вьетнама&action=history; http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Экономика_Вьетнама&action=history

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Культура_Вьетнама&action=history

Top.Mail.Ru