Монголия

Монго́лия (монг. Монгол Улс, старомонг. Monggol ulus.svg) — государство в Центральной Азии. Граничит с Россией на севере и с Китаем на востоке, юге и западе. Выхода к морю не имеет. Площадь — 1 564 116 км². Государство является участником почти всех структур ООН, а также некоторых структур СНГ в качестве наблюдателя. Официальный язык — монгольский, с письменностью на кириллице.

 

История Монголии

 

Доисторический период

Впервые гоминиды, не ставшие предками человека разумного, чьи останки обнаружены на территории Монголии, имеют возраст около 850 тысяч лет назад.

 

Палеолит

Со времён верхнего палеолита сохранились пещерные рисунки в Северной синей пещере (Khoid Tsenkheriin Agui) в Кобдоском аймаке и в Белой пещере (Tsagaan Agui) в аймаке Баянхонгор.

 

Неолит и медный век

Неолитическое земледельческое поселение обнаружено на территории Восточного аймака. Относящиеся к тому же периоду находки с запада Монголии включают лишь временные поселения охотников и собирателей. Население медного века по антропологическим характеристикам было монголоидным на востоке современной Монголии и европеоидным на западе.

 

Бронзовый век

Во II тыс. до н. э. в течение бронзового века в западной Монголии ощущалось влияние карасукской культуры. К этому периоду относятся многочисленные Оленные камни и мини-курганы, известные под названием «керегсюрен»; согласно другим теориям, «оленные камни» датируется 8-7 вв. до н. э. Протомонгольские племена проживавшие в Монголии создали так называемую культуру плиточных могил.


Железный век

Крупный погребальный комплекс железного века 5-3 веков, используемый также и позднее, во времена Сюнну, был раскопан археологами близ Улангома в Убсунурском аймаке.

Вплоть до XX века некоторые историки предполагали, что скифы происходили из Монголии, что нашло отражение и в русской литературе (Александр Блок: «Да, скифы мы! Да, азиаты мы!»). В 6-5 вв. до н. э. область проживания скифов доходила до запада Монголии. Мумия 30-40 летнего скифского воина, давностью около 2500 лет, со светлыми волосами, была обнаружена в монгольской части Алтайских гор.

 

Древний период

 

- Хунну (209 до.н.э — 93 н.э)

У китайцев все кочевники на севере были известны под единым названием «бэйди», то есть северных варваров, тем не менее есть основание предполагать, что в числе их были не только монголы, но и маньчжуры.

Каждый народ получал своё название от имени владетельного дома, которым он управлялся.Ведя постоянные междоусобные войны, племена Монголии иногда заключали между собой и союзы, причём обыкновенно делали набеги на Китай, посылавший дары предводителям племён и тем откупавшийся от их вторжений. Когда с 480 г. до н. э. Китай разделился на семь уделов, кочевники Монголии нередко служили одним уделам против других. Такой порядок вещей ещё более научил кочевников набегам на Китай, а китайцы начали совокупными силами оттеснять их на север.

За три века до н. э. три сильных удела, прогнав северных кочевников, укрепились со стороны их длинными стенами, по объединении же Китая под властью Цинь Шихуанди эти отдельные стены были соединены и составили собой одну Великую стену Китая. У оттиснутых на север кочевников к 214 г. до н. э. образовались три сильных ханства: в Восточной Монголии — Дунху, в Средней Монголии, — самое большое, Хунну, от Ордоса по всей Халхе, и к западу от Ордоса — Юэчжи. Монгольские учёные относят хунну к протомонголам.

Властитель Хунну, Модэ-шаньюй (209—174), покорил Дунху (предков современных монгол), рассеял Юэчжи (ариев) и объединив под своей властью все пространство в Центральной Азии, основал империю хуннов, простиравшуюся от пределов Маньчжурии на востоке до казахских степей на западе и от Великой стены на юге до нынешних пределов России на севере.

В 202 году Модэ начал опустошительные набеги на Китай, окончившиеся тем, что китайский двор признал туранского хана равноправным и обязался выдавать за него своих царевен, посылая ежегодно известное количество даров. При преемниках Модэ прибывавшие с царевнами китайцы научили хуннских правителей управлять на основании законов, взимать подати и вести письменные ведомости. С 71 г. до н. э. возникли несогласия в царствующем доме хуннов, значительно его ослабившие. Несколько возвысились хунны снова лишь при Хуханье-шаньюе (57—31) и существовали самостоятельно ещё около двух с половиной веков; затем южные области их ханства поддались Китаю, северные же погибли всецело от внутренних несогласий.

Из ранних протомонгольских племён выделяется племенной союз сяньби, заключивший с Китаем в середине I века н. э. союз против Северной Хунну. Первое серьёзное поражение сянбийцы наносят хунну в 87 году н. э. В начале II века сяньбийцы уже настолько сильны, что совершают набеги на Китай, однако терпят постоянные неудачи.


Сяньбийское государство (93 н.э— 234 н.э)

В 141 году родился великий сянбийский полководец и император Таньшихуай. Императором (старейшиной) сяньби он становится в 14-летнем возрасте, через 2 года он наносит урон динлинцам и сокрушительное поражение хунну и вытесняет их из забайкальской степи. В 166 году Таньшихуай отражает китайцев, вторгшихся в земли сяньби. Умер первый император монголов в 181 году. Сяньбийская держава Тоба-Вэй просуществовала до середины третьего века.


- Жужаньский каганат (330 — 555)

Жужаньский каганат — государство кочевых монголоязычных народов, которые господствовали в степях Центральной Азии в 330-555 гг. Придворный историк династии Северная Вэй сообщает, что господствующее племя представляло собой ветвь сяньби. В 552 году тюрки разбили жужаньское войско и в 555 году Жужаньский каганат прекратил существовать. После упадка Жужаньского государства часть жужаней ушли на восток и другая часть осталась в территории современной Монголии. Для контроля над ними тюркские правители размещали своих ставленников из этнических тюркских племен.

 

Тюркский период (555 — 848)


- Тюркский каганат (552 — 603)

После жужаней на сцену выступили тюкюэ, подчинившие своей власти весь северо-западный край, между тем как юго-восточными и южными степями владели сначала монголоязычные кидани, потом кумоси; возникали и другие дома, управлявшие под эгидой китайцев и получавшие от них как свои титулы, так и поддержку своей власти. В период Танской династии (620—901) особенно усилилось племя хуйхэ, или уйгуров.

 

- Восточно-тюркский каганат (603 — 744)

Восточно-тюркский каганат (603 — 744) — государство кочевых тюрков. В 603 году произошёл распад Тюркского каганата на Западный и Восточный.

 

- Уйгурский каганат (742 — 848)

Уйгурский каганат — тюркское государство, пришедшее на смену Восточно-тюркскому каганату. В 840 году это государство было уничтожено после двадцатилетней войны енисейскими кыргызами. Под натиском кыргызов уйгуры откочевали на юг в Восточный Туркестан. Очаги их государственности продолжали существовать на западе Ганьсу и в южном Синьцзяне. Было принято общее для всех название — уйгуры.

 

Киданьский каганат (907 — 1125)

Концу I тыс. господство тюркских племен в степях Центральной Азии закончилось, началось возвышение монгольских племен. Киданьский каганат или Ляо — государство кидань-монголов, которое занимало просторы Центральной Азии с момента основания киданьской государственности племенным вождём Абаоцзи (Амбагай) в 907 году до 1125 года.

 

Монголы (VI—XII)

Уход с политической арены того или иного этноса вовсе не означал его физического исчезновения. И это убедительно подтверждают раннемонгольские погребения. Возвышение на политической арене Центральной Азии после падения Жужаньского каганата в середине VI века сначала тюркоязычных племен тугю, затем уйгуров вовсе не означал исчезновения с этнической карты Центральной Азии монголоязычных племен. Они по-прежнему жили в степях Монголии и Забайкалья, но уже под властью I и II Тюркского каганатов в VI-VП вв. и Уйгурского каганата в VШ-IХ вв. В летописях Танской династии впервые встречается имя монголов; они называются здесь «шивэй монгу». В X и XI вв., по летописям Сунской династии, прозвание «шивэй» отпадает, и монголы именуются уже просто «мэнгу», «монгу» или «монгули». Весьма вероятно, что первоначально это имя принадлежало одному из племён народа шивэй, которое, постепенно возвышаясь, распространило своё название и на другие племена, кочевавшие в XI веке на севере и востоке Монголии. Сами монголы помнят, что первоначальные стойбища их располагались по Керулену до верховьев рек Нонни и Аргуни, а затем украшают своё происхождение легендами. По одному мифу монголы произошли от серого волка и пёстрой лани; другая легенда сообщает, что родоначальник монголов, Буданчар, был чудесным образом зачат вдовой Алан-гоа от связи с небесным духом.

 

Средневековье

 

- От племенного строя к Монгольской империи XIII—XIV веков

Бодончар приобрел главенство над соседними племенами. Его потомок в восьмом колене Есугэй-багатур распространил свою власть на значительное пространство, а сын Есугэя Тэмуджин сделал имя монголов известным всему миру. С него современные монголы и начинают свою историю. Тэмуджин, более известный под именем Чингисхана, родился на берегах реки Онон в начале второй половины XII века. Он был ещё ребёнком, когда умер его отец; эта смерть послужила сигналом к отпадению племен, дотоле признававших власть Есугэя.

Однако, постепенно Чингисхан подчинил себе сначала мелкие, потом и более сильные племена и в 1206 году был провозглашён великим ханом, приняв имя Чингиса и народу своему дав название «монгол» (как полагают — потому, что сам он происходил от древнего племени шивэйских монголов). В 1211—1215 был завоёван Северный Китай до реки Хуанхэ; в 1220 г. монголы подчиняют себе Бухару и Хорезм, в 1221 и 1222 подчиняют Хорасан, Ирак и Армению, а в 1223 году появляются в причерноморских степях (битва на Калке). Умер Чингисхан в 1227 г. и перед смертью разделил свою империю между четырьмя сыновьями, из которых Угэдэю было предоставлено верховное управление государством.

Весной 1235 года в местности Талан-даба созывается Великий курултай для подведения итогов тяжёлых войн с империей Цзинь и Хорезмом. Было принято решение вести дальнейшее наступление по четырём направлениям. Лучшие войска были направлены на запад — против русских, половцев, булгар и на восток — против Корё (См. Монгольские вторжения в Корею). Кроме того, было запланировано наступление на южнокитайскую империю Сун, а действовавшему на Ближнем Востоке нойону Чормагану направлены значительные подкрепления. В результате Западного похода в 1242 году монгольские войска достигли Адриатического моря, однако из-за смерти Угэдэя в конце 1241 года монгольские военачальники вернулись на историческую родину для выборов нового Великого хана. После сложных интриг на курултае, который состоялся только в 1246 году, Великим ханом был избран Гуюк. При Гуюке монгольские войска вступили в Тибет, а также расширили монгольские владения в Грузии и Армении. Однако Гуюк скончался в 1247 году, и нужно было выбирать нового Великого хана.

В 1251 году в Средней Азии состоялся курултай, на котором Великим ханом был избран Мункэ. Однако его противники заявили, что это избрание было незаконным, так как курултай проходил не на территории Монголии. Вспыхнул конфликт, переросший в первую вооружённую борьбу за престол на территории Монгольской империи. Мункэ подавил противников и продолжил территориальную экспансию: монголы пошли на Ближний Восток и напали на китайское государство Южная Сун. В походе на Сун в 1259 году умер Мункэ.

Со смертью Мункэ остановились все военные походы монголов. В 1260 году на курултае в Кайпине великимм ханом был провозглашён Хубилай, хотя ранее другой курултай в столице Монголии - Хархорине провозгласил великим ханом Ариг-бугу. Борьба между Хубилаем и Ариг-бугой за верховную власть в Монгольской империи длилась до 1263 года. Однако после этого началась вражда между Хубилаем и Хайду, правившим в Средней Азии. В 1271 году Хубилай провозгласил в Пекине основание династии Юань. Указ формально распространялся не только на удел Хубилая (в который входила также Монголия), но на всю Монгольскую империю. Последняя фактически распалась на ряд самостоятельных государств — помимо Юань (понимаемой как удел Хубилая) существовали Золотая Орда, государство Хулагуидов и Чагатайский улус. Формально они признавали сюзеренитет Хубилая и его преемников.

 

Монголия в период династии Северная Юань (1368 — 1691)

После крушения империи Юань в 1368 году монгольские императоры вернулись на историческую родину, где преобладало кочевое хозяйство, а местные феодалы сопротивлялись политике централизации.Монголия официально носило название "Государство Монголия" (Монгол Улс)" и "Северная Юань" (только несколькие императоры использовали этот название) в этот период. С 1388 по 1400 годы на монгольском престоле сменилось пять ханов, все они умерли насильственной смертью. Власть великого монгольского хана стала номинальной, делами государства вершили такие феодалы, как Нагачу и Аругтай. Потомки Хубилая неоднократно теряли власть, которая оказывалась в руках потомков Ариг-буки и Угэдэя. Китайские императоры Чжу Юаньчжан и Юнлэ вели успешные войны против монголов, причём на территории собственно Монголии. С конца XIV века резко усилились западные монголы — ойраты. Процесс феодализации начался у ойратов позже, чем у других монгольских племён, но шёл быстро. Ойратские правители (тайши), избавившись от зависимости от монгольского хана, сами перешли к активным действиям. Тогон-тайши одержал в 1434 году крупную победу над восточными монголами и даже пытался провозгласить себя великим монгольским ханом. Его сын Эсэн-тайши стал фактическим правителем всей Монголии. В 1449 году Эсэн разгромил полумиллионную китайскую армию и взял в плен императора (см. Тумуская катастрофа). Восточномонгольские феодалы во главе с Дайсун-ханом сделали попытку избавиться от ойратского владычества. Однако в 1452 году Эсэн одержал решительную победу над восточными монголами, а в 1454 году провозгласил себя великим монгольским ханом. Это было вопиющим нарушением монгольских законов, ибо Эсэн не был потомком Чингис-хана. В 1455 году Эсэн пал жертвой междоусобиц. Приблизительно в 1479 году великим монгольским ханом был провозглашён семилетний Бату-Мункэ, являвшийся потомком Чингис-хана. Он стал называться «Даян-хан», то есть «великий юаньский хан». Вдова его дяди, Мандухай-хатун, ставшая его женой, лично возглавила военный поход против ойратов. Одержанная над ойратами победа покончила с их притязаниями на господство во всей Монголии. В результате последующих военных походов вся Монголия оказалась под властью Даян-хана, его ставка расположилась на реке Керулен. В 1488 году Даян-хан направил китайскому двору письмо, в котором просил согласия принять от него дань. Такое согласие было им получено («данью» Китай называл фактическую межгосударственную торговлю). Однако уже в 1495 году монголы начали военные действия против Китая, и в 1500 году Даян-хан перенёс свою ставку в завоёванный Ордос. В 1504 году Даян-хан вновь обратился к китайскому двору с просьбой принять от него дань. Несмотря на согласие китайского двора, в том же году монголы совершили опустошительное нападение на Датун и другие пограничные области Китая. Мирная торговля с Китаем полностью прекратилась на 70 лет. Даян-хан с 1514 по 1526 год совершал ежегодные нападения на северные области Китая, неоднократно доходя до окрестностей Пекина.

Объединённая Монголия просуществовала недолго. Вскоре после смерти Даян-хана в 1543 году разгорелся первый междоусобный конфликт. В XVI веке Монголия вновь распалась на ряд княжеств: она была разделена между сыновьями Даян-хана. С этого времени среди восточных монголов начинают различать северных (халхасы) и южных (туматы, ордосцы, чахары). Несколько позже, на западе Халха-Монголии родственником Даян-хана, Шолой-Убаши-хунтайджи (1567—1630) было образовано государство Алтан-ханов, ставшее оплотом борьбы восточных монголов с ойратами.

Значительное место среди князей Южной Монголии занимал Туметский Алтан-хан (1543—1582), который в 1554 году основал город Гуйхуачэн (современный Хух-Хото). После смерти Даян-хана он занял лидирующие позиции среди восточных монголов. В 1552 году Алтан-хан предпринял поход против ойратов, которые стали угрожать позициям восточных монголов в Ордосе и Кукуноре. Ойраты потерпели от него поражение. Разобщённостью ойратов и их ослаблением в результате похода Алтан-хана воспользовались восточномонгольские князья, организовавшие против ойратов серию военных походов. В результате основная часть ойратов была вытеснена в район монгольского Алтая и полностью отрезана от рынков Китая.

В начале XVII века Монголия представляла собой ряд независимых владений, располагавшихся по три стороны от пустыни Гоби. Номинальным титулом всемонгольского хана и его печатью обладал глава Чахарского ханства Лигдан-хан (правил в 1604—1634 годах), так как он считался старшим среди потомков Чингис-хана. Лигдан-хан безуспешно боролся за объединение страны перед лицом маньчжурской агрессии. Феодальный сепаратизм усилился настолько, что в начале XVII века многие монгольские князья охотнее становились вассалами маньчжурского хана, чем монгольского.

Создатель маньчжурского государства Нурхаци и его сын Абахай понимали, что задача завоевания огромного Китая неосуществима без покорения Южной Монголии. Для её покорения Нархаци и Абахай применяли тактику, направленную на раздробление сил монголов. В 1620-х годах Нурхаци удалось подчинить себе большинство княжеств Южной Монголии.

В борьбе с маньчжурами империя Мин сделала основную ставку на Лигдан-хана, но ему не удалось заручиться поддержкой северных монголов, а большинство князей Южной Монголии выступили на стороне маньчжур. Потерпев в 1634 году поражение от Абахая, Лигдан-хан с остатками войск отошёл в Кукунор, где вскоре умер, а его сын капитулировал перед маньчжурами. В 1636 году по повелению Абахая собрался съезд правителей 16 южномонгольских княжеств, на котором Абахая провозгласили всемонгольским ханом. В том же году Абахай дал своему государству новое название — Цин.

Изменение внешнеполитической ситуации в регионе способствовало консолидации ойратских племён, что привело к образованию сильного централизованного государства — Джунгарского занства; время его образования относят к 1635 году, когда глава племени чорос Батур-хунтайджи объединил ойратские племена.

С 1620-х годов русские начали построить остроги в Северной Монголии. В 1688 году войска монгольского Тушэту-хана Чахундоржа напали на Селенгинский острог но они отступили из-за недостатка огнестрельного оружия и неготовности к долгосрочной осаде. До 1688-го года Чахундорж нанесен несколькие сильные удары по русским острогам и монгольская кавалерия разгромила русских казаков, которые старались построить остроги в монгольской провинции Хувсгел.

Халха-Монголия стала ареной борьбы между Джунгарским ханством и империей Цин. Цинам удалось склонить некоторых правителей Халхи к принятию подданства маньчжурского императора. Такое положение дел беспокоило джунгарского хана Галдана, который вмешался в усобицы в Халха-Монголии. Это привело в 1690 году к ойратско-цинской войне. В 1697 году Галдан потерпел полное поражение и покончил жизнь самоубийством; Халха-Монголия была включена в состав империи Цин. В 1715 году ойраты попытались вернуть Халху. Империя Цин в это время находилась в сложном положении, и попыталась заключить военный союз против Джунгарского ханства с волжскими калмыками и Россией. В 1739 году обе стороны, изнурённые длительными войнами, заключили мирный договор, по которому ханству была возвращена значительная часть ранее утраченных территорий.

После смерти Галдан-Цэрэна в Джунгарском ханстве вспыхнула ожесточённая борьба за власть. Империя Цин, воспользовавшись благоприятным для себя моментом раскола вражеского государства, ввела туда огромные войска, которые к 1758 году уничтожили не только само государство, но и практически всё его население (истребили 2/3 ойратов, все население Джунгарских ойратов были около 600,000).

 

Монголия в составе Цинской империи (1691 — 1911)

В составе Цинской империи территория Внешней Монголии представляло собой отдельное имперское наместничество, поделённое на четыре ханства (аймака) и пограничный Кобдоский округ, расположенный на крайнем западе по соседству с Синьцзяном. Аймаки распадались на хошуны — традиционные для Монголии феодальные уделы, имевшие относительно чёткие границы. Однако при маньчжурских императорах хошуны из наследственных владений превратились во временные пожалования, ибо для вступления в наследственное владение и управление требовалось получение монгольскими князьями инвеституры от императора, считавшегося верховным собственником всех монгольских земель. С целью ослабления влияния князей цинские власти дробили аймаки на всё новые хошуны, доведя их число с восьми в 1691 году до 111 к XIX веку.

Все мужчины-миряне в возрасте от 18 до 60 лет считались солдатами-ополченцами (цириками), и по первому требованию маньчжурских властей каждая административная единица должна была выставлять и содержать, из расчёта один воин от десяти семей, вооружённых всадников в полной экипировке. Основными функциями монгольского ополчения были несение караульной службы на границах с Россией и участие в операциях маньчжурской армии в Китае, часто в качестве полицейской силы. Отвлечение на военную службу значительной части производительного населения в условиях его малочисленности тяжёлым бременем ложилось на экономику страны.

В 1644 году на базе Монгольского управления (Мэнгу ямэнь) Монгол жургаан, была создана Палата внешних сношений (Лифаньюань), в ведении которой находились «внешние» народы: монголы, тибетцы, русские, тюрки. Она была следующим после императора звеном управления Монголией. В Палате могли служить только маньчжуры и монголы; китайцы туда не допускались.

В подчинении Палате находились императорские наместники — помощник цзяньцзюня (генерал-губернатор), который командовал всеми монгольскими войсками, имевший резиденцию в городе-крепости Улясутае и ведавший делами (с 1786 года) двух западных аймаков — Дзасактуханского и Сайнноёнханского, а также два его помощника (амбани), которые управляли двумя восточными аймаками — Тушетуханским и Цэцэнханским, с резиденцией в Урге (с 1761 года). Там был расположен монастырь Их-хурэ — резиденция первосвященника Монголии Богдо-гэгэна. Урга постепенно превращалась в фактическую столицу. Хэбэй-амбани (с 1762 года) управляли пограничным округом из города Кобдо. Маньчжуры принесли с собой в Монголию детальную регламентацию всей общественной жизни и осуществляли жёсткий контроль за её соблюдением, хотя основой законодательства для монголов были традиционные монгольские установления, записанные до маньчжурского господства.

В первой половине XVIII века на положение скотоводов Монголии начал оказывать негативное воздействие внедрявшийся в экономику страны китайский торгово-ростовщический капитал. При осёдлых пунктах (главным образом монастырях) росло число торговых слобод с лавками, магазинами, складскими и жилыми помещениями. Они становились центрами оптовой и розничной торговли. Значительная разница между низкими закупочными ценами на монгольские товары и высокими продажными ценами на китайские товары создавала для китайских торговцев возможность быстрого обогащения. К середине XIX века в Монголии при прямой поддержке маньчжурских властей открыто действовали отделения нескольких десятков китайских торговых и ростовщических фирм, главным образом пекинских и шаньсийских. Русская торговля ограничивалась проведением раз в три года ярмарки в Кяхте и деятельностью русских купцов вдоль тракта Кяхта-Урга-Калган (с уплатой крупных пошлин).

 

Новый период

 

- Монголия (1911-1921)

Монгольская Национальная Революция произошла в 1911 году, руководимая высшей халхавской знатью при поддержке Российской империи, свергла двухвековую зависимость Халхи от империи Цин. В результате революции было основано независимое государство (каганат) во главе с теократическим монархом Богдо-гэгэном. «Богдо-ханская Монголия» или «Богдо-ханство» — именование, принятое в историографии; официально государство носило имя «Государство Монголия» (Монгол Улс).

 

Период социализма (1921 — 1990)

 

- 1920—1930-е годы

В развитии МНР советские историки выделяли два основных этапа: этап демократических преобразований (1921—1940) и этап социалистических преобразований (1940—1990). В 1924 на III съезде МНРП путь капиталистического развития был признан неприемлемым для Монголии, была провозглашена генеральную линию партии на некапиталистическое развитие страны. На IV съезде МНРП (1925) была принята Программа партии, в которой была поставлена задача ликвидации класса феодалов, завоевания экономической независимости страны, создания экономических предпосылок для строительства социализма, преодоления культурной отсталости и религиозно-феодальной идеологии. МНРП как руководящая политическая сила в стране последовательно проводила программу в жизнь. Монголия взяла курс на социалистические преобразования, ориентируясь при этом на мероприятия, проводимые в СССР. Первой Конституцией МНР 1924 года были ликвидированы феодальные земельные владения. Осуществлялась ликвидация феодальной налоговой системы и обложение налогами феодалов. К началу 1920-х годов Монголия находилась в полной экономической зависимости от иностранных компаний. В 1924 в стране действовало более 2300 иностранных торговых фирм, их доля в торговом обороте составляла более 90 %. Для развития собственной экономики правительство МНР установило государственную монополию на внешнюю торговлю, были аннулированы долги иностранным торговцам и банкирам. Ходившая в стране иностранная валюта была изъята из обращения, в результате денежной реформы в декабре 1925 была введена национальная валюта — тугрик. При активной экономической и организационно-технической поддержке СССР были приняты меры по перестройке экономики МНР на социалистических началах. Были организованы потребительская кооперация и государственная торговля, на акционерных началах с Советским Союзом был образован торгово-промышленный банк.

К моменту революции 1921 г. в стране насчитывалось 747 буддистских монастырей и 120 тыс. монахов и священников (при общем населении страны в 650 тыс. чел.). В 1926 году в МНР был принят Закон об отделении церкви от государства, в котором отмечалось, что «наше правительство сочувственно относится к религии Блаженного Сакья-муни, поэтому оно в пределах закона твёрдо защищает дело соблюдения, изучения и распространения данного учения», но упразднялись привилегии высших чинов буддийского духовенства, — хубилганов и хамбо, — и предписывалось каждый раз для отыскания нового перерождения того или иного хутухты ходатайствовать перед правительством. Вскоре после этого МНРП и Ревсомол повели активную борьбу за обмирщение представителей буддийского духовенства.

В 1929 году в стране практически одновременно с СССР была начата коллективизация. В 1929—1931 годах у крупных феодалов был изъят скот и имущество. Для крупных хозяйств была введена прогрессивная шкала налоговых выплат, что приводило к массовому разорению индивидуальных хозяйств. В свою очередь, государство поддерживало хозяйства бедных и средних аратов, предпринимало меры на повышение товарности их хозяйств. Поощрялись как простейшие формы трудовой кооперации (товарищества по совместному выпасу скота, сенокошению, строительству помещений для скота и другие), так и создание государственных хозяйств. При этом имели место случаи насильственной коллективизации. Шла ликвидация частной торговли и кустарных промыслов. Предпринимались попытки закрытия буддийских монастырей.

В 1930 году был «раскрыт» заговор лам, во главе которого стояли Манджушри-хутухта Цэрэндорж, Егузээр-хутухта Галсандаш, Эрэгдэндагва, Гомбоидшин, Дилова-хутухта Жамсранжав и другие, якобы обращавшиеся в Пекин с просьбой водворить в страну Богдо-гэгэна IX, уничтожив МНРП и прекратив обмирщение ламства. К этому времени около 10 тыс. лам уже ушло из монастырей. Эти процессы вызывали недовольство зажиточных аратов, нойонов и ламства, вылившееся в 1932 году в Хубсугульское восстание, подавленное лишь через полгода. Руководителей восстания на публичном судебном разбирательстве приговорили к расстрелу. 16 мая 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «О Монголии». Руководители Монголии были подвергнуты критике за то, что «слепо копировали политику советской власти в СССР». Им было предложено «усвоить политику, соответствующую буржуазно-демократической республике», то есть отказаться от сплошной коллективизации, ликвидации частной торговли и атак на монастыри. Руководству МНР пришлось пойти не только на кадровые перестановки и корректировку политического курса, но и принять решение об отказе МНРП от руководства государственной властью. В результате численность партии в течение последующих двух лет сократилась в 5 раз. С начала 1930-х годов в МНР начала формироваться национальная фабрично-заводская промышленность. Наряду с госпредприятиями создавались объединившие кустарей кооперативные артели, ставшие важной подотраслью промышленности. В конце 1934 года в Монголии насчитывалось 843 главных буддистских монастыря, около 3000 храмов и часовен и 6000 других строений, принадлежащих монастырям. Монахи составляли 48 % взрослого мужского населения.

 

- 1940-е

В 1940 году на X съезде МНРП была принята третья Программа партии, в которой констатировалось создание основ социалистического уклада и предусматривала создание материально-технической базы социализма. В этом же году была принята новая Конституция, не внесшая значительных изменений в политическую систему — Великое Народное Собрание стало созывать не раз в год а один раз в три года, Малое Народное Собрание стало собираться один раз в год, местные органы государственной власти стали называться собрания трудящегося народа, при этом районные собрания трудящегося народа стали также созываться раз в три года и избирали Малые Собрания Трудящегося Народа, собиравшиеся в свою очередь два раза в год, сельские и уличные собрания трудящегося народа стали представлять собой общее собрание избирателей села или улицы. По примеру СССР был осуществлён переход к долгосрочному планированию народного хозяйства: с 1941 года народное хозяйство развивалось на основе годовых, а с 1948 года — пятилетних планов.

 

- 1950—1990-е годы

В январе 1952 года Чойбалсан умер. В 1952—1984 во главе страны стоял бывший соратник Чойбалсана Ю. Цеденбал. Репрессированные при Чойбалсане были реабилитированы, однако, в отличие от СССР, в Монголии не проводилась кампания критики прошлого, а памятники Чойбалсану не сносились. В это время в политике заметную роль играла жена Цэдэнбала — А. Цэдэнбал-Филатова. В 1984 Цэдэнбала сменил Ж. Батмунх.

В 1960 году была принята новая конституция, практически не изменившая политическую систему — собрания депутатов трудящихся были переименованы в собрания народных депутатов, сроки полномочий Великого Народного Собрания и Президиума Великого Народного Собрания увеличены до 5 лет, собраний депутатов трудящихся до 3 лет.

Была поставлена задача превратить МНР из животноводческого в аграрно-индустриальное, а затем — в индустриально-аграрное государство. При этом ставка была сделана на развитие не всех отраслей промышленности. Развивалась легкая и пищевая промышленность, строились предприятия деревообрабатывающей промышленности и строительных материалов. Одним из крупных достижений этого периода явилось развитие зерноводства путем освоения целинных земель. В 1960 году в стране было 354 сельскохозяйственных объединения вместо 210 тыс. единоличных аратских хозяйств за десять лет до того, а в сельхозобъединения с общественной собственностью входило 99,3 % хозяйств и 73,3 % поголовья скота.

Валовая продукция государственной и кооперативной промышленности в 1960 году по сравнению с 1940 годом возросла в 5,4 раза, численность работающих — в 2,6 раза, а среднегодовой темп прироста её продукции за этот период составлял 23 %. К 1960 году промышленность МНР выпускала 50 % совокупной продукции сельского хозяйства и промышленности, на неё приходилось 14 % национального дохода.

С начала 1960-х годов начался второй этап индустриализации страны, цель которого была превращение страны в индустриально-аграрную. Ряд ведущих отраслей экономики создавались при помощи совместных с СССР акционерных обществ: Монгольский торгово-промышленный банк — «Монголбанк», автотранспортное предприятие «Монголтранс», шерстеперерабатывающее предприятие «Монголшерсть», Улан-Баторская железная дорога, предприятия «Монголнефть», «Совмонголметалл», строительная организация «Совмонгол-промстрой» и другие. В результате культурных преобразований в МНР сформировалась новая светская интеллигенция, была ликвидирована неграмотность.

 

Конец МНР

В связи с перестройкой в СССР с 1989 года в стране начались массовые демонстрации и акции неповиновения, приведшие к отставке Политбюро ЦК МНРП в полном составе. С 1990 года, в связи с ослаблением влияния СССР, в стране начинаются ограниченные реформы, возникают несколько оппозиционных партий, однако позиции правящей МНРП по-прежнему оставались сильны.

 

Демократическая Монголия (Государство Монголия) (1990 —)

 

- Предпосылки

МНРП добилась власти в стране в 1921 году в ходе Народной революции. В течение последующих десятилетий политическая практика и экономика Монголии оставались теснейшим образом связаны с СССР и СЭВ. После отставки в 1984 году с поста генсека ЦК МНРП Ю. Цэдэнбала и назначения Ж. Батмунха начались экономические реформы, проводимые по образцу советских.

 

- Ход событий

 

Общественные выступления

Первые общественные выступления начались 10 октября 1989 года в Улан-Баторе напротив Дворца молодёжи, когда Цахиагийн Элбэгдорж объявил о создании Монгольского демократического союза. Демонстранты призывали правительство страны последовать за СССР в политике гласности и перестройки, ввести многопартийные выборы. Демократов возглавляли Санжаасурэнгийн Зориг, Эрдэнийн Бат-Уул, Бат-Эрдэнийн Батбаяр и Цахиагийн Элбэгдорж. К 14 января 1990 года манифестанты, число которых с 200 человек в начале выступлений увеличилось до тысячи, провели демонстрацию у улан-баторского Музея Ленина; затем, 21 января — на площади Сухэ-Батора. В течение нескольких месяцев вплоть до марта активисты продолжали организовывать демонстрации, голодовки, забастовки учителей, студентов и рабочих. Поддержка их идей росла как в столице, так и среди сельского населения.

 

Реформы

7 марта на площади Сухэ-Батора была организована многотысячная голодовка. Политбюро МНРП пошло на переговоры с лидерами демократического движения. 9 марта премьер-министр Ж. Батмунх распустил Политбюро и ушёл в отставку, после чего в Монголии были объявлены первые многопартийные выборы, назначенные на июль. Демонстрации прошли также в таких промышленных центрах страны, как Эрдэнэт, Дархан и Мурэн. По результатам выборов МНРП сохранила большинство в парламенте. Наибольшую поддержку МНРП оказали сельскохозяйственные районы страны. Партия заняла 357 мест в Великом хурале и 31 (из 51) в Малом. Тем не менее, демократические реформы были продолжены; 12 февраля 1992 года была принята новая конституция, закрепившая переход Монголии к принципам свободного рынка. Экономические реформы, совпавшие с прекращением советских инвестиций в страну, проводились в тяжелейших условиях массового закрытия предприятий и инфляции. Первым монгольским президентом не от МНРП стал П. Очирбат, баллотировавшийся на второй срок от оппозиции, а не от МНРП, выдвинувшей другого кандидата.

 

География Монголии

 

Монголия расположена в Центральной Азии. Страна имеет площадь 1 564 116 км² в три раза превышающая по размеру Францию.

 

Рельеф

Большей частью Монголия располагается на Монгольском плато, приподнятом на высоту 900—1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них — Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км. Его продолжением являются более низкие, не образующие единого массива хребты, получившие общее название Гобийский Алтай. Разделены эти две горные системы Алаг-Нурская впадиной.

Вдоль границы с Сибирью на северо-западе Монголии расположены несколько хребтов, не образующих единого массива: Хан Хухэй, Улан Тайга, Восточный Саян, на северо-востоке — горный массив Хэнтэй, в центральной части Монголии — массив Хангай, разделяющийся на несколько самостоятельных хребтов.

На восток и юг от Улан-Батора в сторону границы с Китаем высота Монгольского плато постепенно понижается, и оно переходит в равнины — плоские и ровные на востоке, холмистые на юге. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая. По ландшафтным признакам Гоби — пустыня отнюдь не однородная, она состоит из участков песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных на многие километры и холмистых, разных по цвету — монголы выделяют особо Жёлтую, Красную и Чёрную Гоби. Наземные источники воды здесь очень редки, но уровень подземных вод высокий.

 

Гидрография

Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них — верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны — Селенга (в границах Монголии — 600 км), Керулен (1100 км), Тэсийн-Гол (568 км), Онон (300 км), Халхин-Гол, Кобдо-Гол и др. Самая полноводная — Селенга. Она берёт начало с одного из хребтов Хангая, принимает в себя несколько крупных притоков — Орхон, Хануй-Гол, Чулутын-Гол, Дэлгэр-Мурэн и др. Скорость её течения — от 1,5 до 3 м в секунду. В любую погоду её быстрые холодные воды, текущие в глинисто-песчаных берегах, а потому всегда мутные, имеют тёмно-серый цвет. Селенга замерзает на полгода, средняя толщина льда — от 1 до 1,5 м. Имеет два паводка в году: весенний (снеговой) и летний (дождевой). Средняя глубина при самом низком уровне воды — не менее 2 м. Покинув пределы Монголии, Селенга течёт по территории Бурятии и впадает в Байкал. Реки в западной и юго-западной частях страны, стекая с гор, попадают в межгорные котловины, выхода в океан не имеют и, как правило, заканчивают свой путь в одном из озёр. В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи. В раннечетвертичный период значительная часть территории Монголии представляла собой внутреннее море, разделившееся позднее на несколько крупных водоёмов. Нынешние озёра — то, что от них осталось. Самые крупные из них находятся в котловине Больших озёр на северо-западе страны — Убсу-Нур, Хара-Ус-Нур, Хиргис-Нур, глубина их не превышает нескольких метров. На востоке страны имеются озера Буйр-Нур и Хух-Нур. В гигантской тектонической впадине на севере Хангая расположено озеро Хубсугул (глубина до 238 м), схожее с Байкалом по составу воды, реликтовой флоре и фауне. Между хребтами Хангая и Гобийского Алтая расположена Долина Озёр.

 

Религия

 

Краткая история

В 1578 году в стране был официально принят тибетский буддизм, однако шаманизм продолжает практиковаться небольшой частью населения (в первую очередь на севере страны). К моменту Народной революции 1921 года в стране насчитывалось 755 буддистских монастырей и 120 тысяч монахов и священников (при общем населении страны в 650 тыс. чел.).

В конце 1934 года в Монголии насчитывалось 843 главных буддистских монастыря, около 3000 храмов и часовен и 6000 других строений, принадлежащих монастырям. Монахи составляли 48 % взрослого мужского населения. В результате репрессий, к концу 1930-х годов все монастыри были закрыты или уничтожены, а их имущество национализировано, однако только часть строений была использована, подавляющая часть монастырей разрушена (из всех относительно сохранились только 6). По минимальной оценке 18 тысяч монахов были казнены. Только в одном из массовых захоронений, обнаруженных у города Мурэн, были найдены останки 5 тысяч расстрелянных монахов (то есть свыше 1 % всего взрослого населения страны на тот период).

В 1949 году в Улан-Баторе был снова открыт единственный монастырь, но декларированная конституцией 1960 года свобода вероисповедания была обеспечена только в конце 1980-х годов и началось возрождение традиционных буддизма, шаманизма, ислама (среди казахов). С начала 1990-х годов начали свою деятельность зарубежные христианские миссии, бахаисты, мунисты и мормоны.

 

Современная статистика религий

Центральная регистрация религиозных общин не предусмотрена законодательством Монголии, поэтому приводимые в Статистическом ежегоднике Монголии за 2007 год поступившие с мест сведения о количестве монастырей и храмов (только в тех в которых в течение года проводились религиозные службы) не отличаются полнотой: 138 буддистских (в том числе в аймаках Баян-Улгий, Говь-Алтай, Говь-Сумбэр и Умнеговь только по 1), 89 христианских (из низ 64 в Улан-Баторе, 12 в Дархане, 6 в Эрдэнэте), 20 исламских (17 в аймаках Баян-Улгий и 3 в Ховд) и 2 прочих.

 

- Буддизм в Монголии

Тибетский буддизм является традиционной религией всех монголоязычных народов и народностей Монголии, а также тюркоязычных тувинцев. Буддисты составляют 53 % населения, абсолютное большинство во всех регионах Монголии за исключением аймака Баян-Улгий. Среди них встречаются и некоторое количество шаманистов, чаще всего сочетающих исповедание буддизма, поэтому точное определение доли шаманистов не представляется возможным.

 

История проникновения буддизма

Исторические свидетельства дают основание утверждать, что, начиная со II в. до н. э., протомонгольские народы (хунну, сяньби, кидани) были знакомы с буддизмом. В древние государства на территории Монголии буддизм проникал из Индии через согдийскую культуру. Вторая, более крупная волна пришла из Тибета в XIII веке, когда сын Угэдэй-хана — Годан пригласил главу школы Сакья — Кунга Гьелцена в качестве своего духовного наставника. Во времена правления хана Хубилая в Монголию прибыл следующий глава школы Сакья — Пхагпа-лама. По приказу Хубилай-хана он разработал новую письменность (монгольское квадратное письмо) для главных языков империи Юань — монгольского, тибетского, уйгурского и китайского, чтобы обеспечить культурное единство народов державы, а также для транслитерации санскритских текстов. В это время в Монголию пришли также учителя традиции Карма Кагью. Буддизм был объявлен Хубилаем государственной религией империи Юань. Тибетский буддизм был принят также некоторыми другими наследниками Чингис-хана, а именно: ханами Чагатайского улуса в Восточном и Западном Туркестане, и ильханами, правившими в Персии. Фактически в течение нескольких десятилетий тибетский буддизм был государственной религией Ирана, хотя он и не получил поддержки коренного мусульманского населения. В середине XIV века, с отделением Китая от монгольской империи Юань, влияние буддизма в Монголии ослабло. Третья волна буддизма пришла в Монголию в результате встречи третьего главы буддийской школы Гэлуг Сонам Джамцо с правителем тумэтов Алтан-ханом в 1578 году. Во время этой встречи и возник титул «Далай-лама», который был начертан на золотой печати, врученной Алтан-ханом тибетскому иерарху. На этот раз монгольский народ оказался более подготовленным к восприятию новой религии. Монголы помогли тибетцам объединить их страну под единой властью. Их действия не только способствовали централизации Тибета и возвышению школы Сакья, а затем Гэлуг, но и дальнейшему развитию тибето-монгольской цивилизации. В 1585 году халхасский хан Абатай построил первый в Халхе буддийский монастырь Эрдэни-Дзу. А в 1589 году только что родившийся внук Алтан-хана тумэтского был объявлен перерождением (хубилганом) умершего годом раньше Сонам Джамцо, в 1604 году его отвезли в Тибет и провозгласили Далай-ламой IV Ёндон Джамцо.

  

Развитие буддизма

Уже в кон. XVI — пер. пол. XVII века в среде монгольских феодалов появляется ряд крупных фигур, носителей духовного звания, сыгравших значительную роль в истории распространения и утверждения буддизма в Монголии. Это Нейджи-тойн (1557—1653); ойратский Зая-пандита Намкай-Джамцо (1593—1662), Богдо-гэген Дзанабадзар (1635—1723). Последний стал главой буддийской сангхи Монголии и, благодаря исключительному художественному дарованию, вошел в труды европейских историков как «Микеланджело Азии». Однако традиции Сакья и Кагью тоже практиковались, несмотря на то, что они не были признаны официально. В некоторых небольших монастырях продолжали практиковать традицию Ньингма, однако её истоки не ясны: происходит она от тибетских традиций собственно школы Ньингма или же от практик Ньингма, восходящих к «Чистым видениям» Далай-ламы V. Первоначальный стиль возведения монгольских монастырей возник в конце XVI века при постройке монастыря Эрдэни-Дзу на месте древней столицы Каракорум. С тибетского языка на монгольский были переведены полные собрания текстов Ганджур и Данджур. В Монголию из Тибета перешла традиция монастырской жизни, причём крупные монастыри были единственными оседлыми поселениями на большей части территории страны, важнейшими центрами образования, ремесла и торговли. Появились монгольские учёные, которые писали комментарии к буддийским текстам иногда на монгольском, но большей частью на тибетском языке.

Линия перерождений тибетского мастера Таранатхи стала известна как линия Богдо-гэгэнов, или Джэбцун-Дамба-хутухт, которые стали традиционными главами буддизма в Монголии. Их резиденция находилась в Урге (ныне Улан-Батор). С течением времени тибетский буддизм несколько приспособился к условиям Монголии. Например, Богдо-гэгэн I Дзанабадзар (1635—1723) создал специальную одежду монгольских монахов для ношения главным образом в свободное от выполнения церемоний время. На основе санскритского шрифта ланцза он разработал для монгольского языка и транслитерации тибетских и санскритских мантр и тантр алфавит соёмбо (использовался наряду с уйгуро-монгольской письменностью).

С кон. XVI по кон. XVIII века было принято более 20 законодательных актов, преследующих шаманизм и оказывающих законодательную поддержку новой религии. Тем самым состоялось её официальное признание. Однако по-настоящему буддизм в Монголии закрепил свои позиции тогда, когда сумел войти в контакт с культом Вечного Синего Неба и теми народными верованиями монголов, которые большей частью были шаманистическими: культы Матери-земли, ландшафтных божеств (духов — хозяев гор, озер и др. местностей), огня (богини огня, хозяйки домашнего очага), промысловые культы (охотничьи, скотоводческие) и специфический для Монголии культ Чингис-хана как духа-предка и покровителя всего монгольского народа. Все они прошли соответствующую «обработку» буддизмом и после некоторой трансформации и адаптации, сохранив почти неизменным и свой традиционный облик и место в системе мировоззрения народа, частично вошли в состав буддийской культовой практики.

Роль буддизма в истории Монголии неоднозначна. С одной стороны, к нач. XX века в стране насчитывалось 747 больших и малых монастырей и храмов и около 100 тыс. монахов, что приблизительно составляло треть мужского населения страны, в каждой семье один из сыновей обычно становился буддийским монахом, мощная прослойка духовенства владела большим количеством скота. По религиозному долгу на нее работало много крестьян-учеников лам - шабинаров (которых в марксистской литературе неверно называют "крепостными"). Считается, что это было одной из причин застойного характера экономики страны.

С другой стороны, этот застойный характер экономики обеспечивал гармоничное сосуществование населения с природой (т.к. традиции не нарушали равновесия в экосистемах), благодаря чему природная среда Монголия до первой половины ХХ в. оставалась в гораздо лучшем состоянии, чем у ее соседей (в КНР и России). Монастыри были единственными центрами просвещения, накопления и развития научных и философских знаний в стране. При них работали коллегии переводчиков, переводивших с тибетского и китайского языков на монгольский не только каноническую религиозную, но и светскую литературу; скульптура, живопись и значительная часть ремесел были сосредоточены в монастырях, и собственно художественный канон также преподавался в монастырях. Среди деятелей монгольского просвещения можно назвать имена лам — философов Агванхайдава, Агван-Балдана, внёсших существенный вклад в развитие буддийской мысли, одного из создателей монгольской художественной литературы писателя Инджиннаша и др.

В ряде значительных по территории регионов Монголии монастыри были единственными оседлыми городскими центрами, функционируя как города, с административными и судебным функциями, с группирующимися вокруг них ремесленными и торговыми центрами.

 

Состояние буддизма при социализме

В 1921 году в Монголии победила Народная революция. К концу 1930-х годов в результате антирелигиозной кампании все монастыри были закрыты, многие из них разрушены, большинство высших лам репрессировано, а остальные были вынуждены перейти к светскому образу жизни.

В 1949 году в Улан-Баторе «для нужд верующих» был заново открыт Гандантэгченлин. В нём сейчас насчитывается более 100 лам. С 1970 года при нём действует Буддийский университет им. Г. Дзанабадзара, готовящий кадры буддийского духовенства для Монголии и России. Буддийская Ассоциация Монголии входит в качестве члена во «Всемирное братство буддистов». С 1969 года она также является членом Азиатской буддийской конференции за мир, штаб-квартира которой находится в Улан-Баторе. Раз в два года здесь проходят её генеральные конференции, издаётся журнал «Буддисты за мир».

 

Возрождение буддизма

Активное возрождение буддийской сангхи в Монголии началось в 1990 году, когда в стране начались демократические реформы. Положение о ведущей роли буддизма было закреплено в «Законе об отношениях государства и религии» (1993). Был созван съезд буддистов страны, создана неправительственная организация - Ассоциация (Центр) буддистов Монголии и путем демократических выборов избран ее глава - Хамбо-лама (настоятель) монастыря Гандантэгчинлин и верховный руководитель других связанных монастырей. В законодательстве этот статус не закреплен.

Основные направления деятельности буддийской сангхи: восстановление и строительство храмов и монастырей, налаживание системы религиозного образования, перевод и публикация литературы по буддизму. Активизировались отношения с буддийскими общинами Азии, Европы, США, с находящимся в эмиграции Далай-ламой. Большую роль в восстановлении сангхи сыграли зарубежные ламы, прежде всего Бакула Ринпоче, по инициативе которого был построен монастырь Бэтувлин в Улан-Баторе, велась работа по переводу и публикации текстов по буддизму. Большую помощь также оказывали Тибетский фонд, Фонд мира ламы Гангчена и Фонд сохранения традиций Махаяны. Лама Г. Пурэвбат основал при Буддийском университете Монгольский институт буддийских искусств, занимающийся изучением и сохранением буддийского наследия Монголии.

 

Буддийские храмы и монастыри

Старейшим из существующих монастырей на территории сегодняшней Монголии является Эрдэни-Дзу, основанный в XVI веке халхаским ханом Абатаем. Монастырь Амарбаясгалант, построенный в XVIII веке в память Богдо-гэгэна Дзанабадзара, был восстановлен по инициативе посла Индии в Монголии Бакула Ринпоче. Крупнейшим монастырем сегодня является Гандантэгченлин в центре Улан-Батора. Ансамбль юртообразных храмов образует монастырь Дашчойлин. Храм бодхисаттвы Авалокитешвары «Мэгжид Жанрайсэг» — это одна из главных достопримечательностей Улан-Батора. Монастырь Дашчойлин начал осуществление проекта по восстановлению храма Майтреи, демонтированного во времена сталинистского террора в стране. В храме находилась 25-метровая статуя Майтреи. Ещё один крупный столичный храм, храм Чойджин-ламы, функционирует как музей буддийского искусства.

  

- Ислам в Монголии

Казахи, составляющие 88,7 % населения аймака Баян-Улгий и 11,5 % населения аймака Ховд (несколько тысяч казахов мигрировало в Улан-Батор и др. крупнейшие города севера страны), традиционно исповедуют суннитский ислам. Их численность в 1956 году составляла 37 тыс. (4,3 % населения), к 1989 году возросла до 121 тыс. (6,1 % населения). Массовая репатриация казахов-оралманов в Казахстан привела к сокращению их числа до 103 тыс. (4,3 %) в 2000 году. Однако к 2007 году численность казахов вновь возросла до 140 тыс. (5,4 % населения). Численность других мусульманских этносов (узбеки, уйгуры, татары и др.) в сумме не превышает нескольких сот человек. На северо-западе Монголии в Убсунурском аймаке имеется небольшая (9 тыс. чел. по данным переписи 2000 г., 7 тыс. чел по данным текущего регистрационного учёта в 2007 г.) этническая группа хотонов, которые были переселены в Монголию из Восточного Туркестана св.300 лет назад и в то время были тюрками-мусульманами. За прошедшее время хотонами был воспринят монгольский язык, а большая часть исламской обрядности была вытеснена перенятой у окружающего населения буддийской и шаманистской. Хотоны сохранили только некоторые элементы исламских традиций (в частности обрезание). В настоящее время в среде хотонов растет исламская самоидентификация.

 

- Христианство в Монголии

По данным «Энциклопедии религий» Дж. Г. Мелтона в 2010 году в Монголии насчитывалось 47,1 тыс. христиан. Исследование Pew Research Center насчитало в стране 60 тыс. христиан. При этом, за десятилетие 2000-2010 гг. христианство было самой быстрорастущей религией страны (ежегодный прирост составлял 6%). Большинство монгольских христиан — прихожане различных протестантских церквей (34-40 тыс. верующих). Численность католиков оценивается в 200 человек. Ещё 9 тыс. верующих относятся к маргинальному христианству (преимущественно мормоны и свидетели Иеговы). По данным церквоных источников, в 2007 году в стране действовало по меньшей мере ещё 250 незарегистрированных евангелических церквей. Православия в стране придерживаются 1,4 тыс. человек. Значительную долю прихожан Свято-Троицкого прихода Русской православной церкви в Улан-Баторе составляют осевшие в городе выходцы из бывшего СССР, а также приезжающие в Монголию на работу, учёбу или отдых граждане РФ, Украины, Белоруссии и др. стран. В 2009 году в Улан-Баторе был освящён православный Троицкий храм; Троицким приходом начала издаваться православная газета на монгольском языке. Имеются планы строительства храма-часовни в Эрдэнэте.

 

Общество и культура

Культура Монголии находится под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни, а также под влиянием тибетского буддизма, китайской и русской культур.


Ценности и традиции


- Традиционная монгольская юрта

Любовь к своему происхождению и семье ценятся в монгольской культуре; это проявляется во всем, от старой монгольской литературы и до современной поп-музыки. Другой важнейшей характерной чертой степняков является гостеприимство. Юрта — важная составляющая монгольской национальной самобытности; вплоть до настоящего времени в юртах проживает много монголов.

  

Образование

Образование — одно из приоритетных направлений внутренней политики Монголии. К настоящему времени неграмотность в стране практически уничтожена, благодаря созданию сезонных школ-интернатов для детей из семей кочевников (в 2003 неграмотное население в Монголии составляло 2 %).

Десятилетнее образование было обязательным для всех детей от 6 до 16 лет (шесть из них — начальная школа). Обязательное школьное образование, однако, было продлено на два года для всех первоклассников в 2008—2009 учебном году. Новая система, таким образом, не будет полностью введена в действие до 2019—2020 учебного года. Кроме того, предлагаются курсы профессиональной подготовки для молодых людей в возрасте 16-18 лет. На сегодняшний день в Монголии имеется достаточно университетов. Монгольский государственный университет в Улан-Баторе, основанный в 1942 году — крупнейший и старейший университет страны; в 2006 году в нём училось около 12 000 студентов.

 

Здоровье

С 1990 года в Монголии происходят социальные перемены и улучшения в здравоохранении. Существует ещё немало возможностей для совершенствования, особенно в малонаселенных районах. Младенческая смертность в Монголии — 4,3 % в то время как средняя продолжительность жизни женщин составляет 70 лет; для мужчин — 65 лет. Общий коэффициент рождаемости в стране (SFT) — 1,87.

Система здравоохранения включает в себя 17 специализированных больниц, четыре региональных диагностических и лечебных центра, девять районных больниц, 21 аймачная и 323 сомонные больницы. Кроме того, есть 536 частных больниц. В 2002 году в стране было 33.273 работников здравоохранения, из которых 6.823 — врачи. На 10.000 жителей Монголии приходится 75,7 больничных коек.

 

Искусство, литература и музыка

Одни из самых ранних примеров монгольского изобразительного искусства — наскальные рисунки и бронзовое и медное оружие с изображениями животных. Тут также находится каменная стела железного века. На монгольское искусство сильное влияние оказали изобразительные каноны тибетского буддизма, а также индийское, непальское и китайское искусство. В начале XX века в Монголии начала развиваться традиция светской живописи, её основоположником стал Балдугийн Шарав. После революции долгое время единственным допустимым стилем в монгольской живописи был социалистический реализм, и лишь в 1960-е годы художники получили возможность отойти от канонов. Первыми представителями модернизма в Монголии были Чойдогийн Базарваань и Бадамжавын Чогсом.

Старейшим литературно-историческим памятником является «Сокровенное сказание монголов» (XIII в.). В XIII—XV вв. создаются повести («Сказ о 32 деревянных людях»), литература дидактического характера («Поучения Чингис-хана», «Ключ разума», «Шастра о мудром мальчике сироте и девяти сподвижниках Чингис-хана», «Повесть о двух скакунах Чингис-хана»), переводятся буддийские трактаты с санскрита, тибетского и уйгурского языков. В XVIII веке после продолжительного периода смут возобновляется перевод буддийской литературы с тибетского языка, а также романов и новелл с китайского. После революции 1921 года появляются переводы художественных произведений с русского языка. Одним из основоположников современной монгольской литературы является писатель, поэт и общественный деятель Дашдоржийн Нацагдорж, первый переводчик произведений Пушкина на монгольский язык. С 50-х годов XX века на монгольский язык переводится классические произведения мировой литературы, монгольская проза и поэзия получает мощный толчок к развитию, ознаменованный такими именами, как Ч. Лодойдамба, Б. Ринчен, Б. Явуухулан. Произведения данных авторов вошли в изданную в СССР в первой половине 80-х гг. XX века «Библиотеки монгольской литературы» в 16 томах. К поколению молодых литераторов начала XXI века относится поэт и писатель Г. Аюрзана, удостоенный в 2003 году премией Союза монгольских писателей «Золотое перо» за роман «Мираж».

Инструментальный ансамбль занимает важное место в монгольской музыке. Народные инструменты: аманхур (губная гармоника), моринхур (т. н. «монгольская виолончель») и лимб (бамбуковая флейта). Существуют традиционные произведения для ключевых инструментов в монгольской музыке. Вокальное искусство также имеет давнюю традицию, которое получило наиболее яркое выражение в т. н. «протяжных песнях». Некоторые из этих песен («Пороги Керулена», «Вершина счастья и благополучия» и т. д.) известны с XVII века, и манера их исполнения бережно передается из поколения в поколение. В XX веке начался синтез западной классической музыки с традиционной монгольской (опера «Три печальных холма», музыкальные пьесы композитора С. Гончигсумла). Со второй половины XX в. стал развиваться эстрадно-джазовый жанр. В настоящее время в Монголии получило распространение все направления классической и популярной музыки.


Спорт

Наадам — один из двух традиционных национальных праздников Монголии наряду с Цаган саром; ежегодные празднества проходят по всей Монголии с 11 по 13 июля. Игры состоят из монгольской борьбы, стрельбы из лука и конных скачек.

В современных видах спорта монголы традиционно сильны в одиночных видах. Это бокс, вольная борьба, дзюдо, пулевая стрельба. По числу олимпийских наград, приходящихся на душу населения, Монголия опережает многие высокоразвитые страны. Активными темпами развивается довольно экзотические виды спорта для монголов, как бодибилдинг и пауэрлифтинг.

Очень хороших результатов монголы добились в священной для Японии виде борьбы, как сумо. С конца XX века монголы безраздельно властвуют в этом виде спорта. В высшем дивизоне борются 42 борца; из них 12 монголов. До недавнего времени, высшим титулом японской национальной борьбы ёкодзуна обладали 2 монгола, но после отставки ёкодзуны Асасёрю (Долгорсурэн Дагвадорж) в январе 2010 года на дохё выступал только один «Великий Чемпион» — Хакухо (Давааджаргал Мунхбат). На 16 июля 2014 года на дохё выступают ещё 2 монгольских ёкодзуны: Харумафудзи-Солнечный Конь (Даваанямын Бямбадорж) с 2012 года и Какурю-Журавль-Дракон (Мангалжалавын Ананд) с 2014 года. 

 

Транспорт в Монголии

В Монголии есть автомобильный, железнодорожный, водный (речной) и воздушный транспорт. Для судоходства доступны реки Селенга, Орхон и озеро Хубсугул.

В Монголии две основные железнодорожные магистрали: железная дорога Чойбалсан-Борзя связывает Монголию с Россией, а Трансмонгольская железная дорога — начинается с Транссибирской железной дороги в России в городе Улан-Удэ, пересекает Монголию, проходит через Улан-Батор, а затем через Замын-Уудэ уходит в Китай на Эрэн-Хото, где присоединяется к китайской железнодорожной системе.

Большинство сухопутных дорог в Монголии — гравийные или грунтовые. Есть дороги с твёрдым покрытием от Улан-Батора к русской и китайской границе, и от Дархана.

Монголия имеет ряд внутренних аэропортов. Единственный международный аэропорт — Международный аэропорт Чингисхан вблизи Улан-Батора. Прямое воздушное сообщение существует между Монголией и Южной Кореей, Китаем, Японией, Россией, Казахстаном и Германией.


Морской флот

Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей прямого выхода ни к какому океану. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd).

  

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Материал статьи взят на сайте Википедия ru.wikipedia.org по свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

                                      '' Авторы Википедии '' -  по гиперссылкам: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Монголия&action=history;   http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=История_Монголии&action=history

                                                                                                  http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=География_Монголии&action;http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Буддизм_в_Монголии&action=history

 

Top.Mail.Ru