Гонконг

Специальный администрати́вный райо́н Гонко́нг (иер. полн. 香港特別行政區, упр. 香港特别行政区, англ. Hong Kong Special Administrative Region, кант. Хёнкон такпит ханчинкхёй?, пут. Сянган тэбе синчжэнцюй?), сокращённо Гонконг (иер. 香港, англ. Hong Kong, кант. Heūnggóng, Хёнкон?, пут. Сянга́н?) или Сянга́н — специальный административный район Китайской Народной Республики, один из ведущих финансовых центров Азии и мира.

Гонконг расположен на Коулунском полуострове, с запада, юга и востока омываемом Южно-Китайским морем, а также на более чем 260 островах, наиболее крупными среди которых являются Гонконг (местоположение органов верховной власти и финансового центра территории), Лантау и Ламма. На севере Гонконг граничит с особой экономической зоной Шэньчжэнь в составе китайской провинции Гуандун. Гонконг принято делить на три части: собственно остров Гонконг, Коулун и Новые Территории. Гонконг входит в регион дельты реки Чжуцзян, располагаясь на левом берегу её устья.

В 1842 году Гонконг был захвачен Великобританией и оставался её колонией до 1997 года, когда Китайская Народная Республика получила суверенитет над территорией. Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону Гонконга, территории предоставлена широкая автономия до 2047 года, то есть в течение 50 лет после передачи суверенитета. В рамках курса «Одна страна — две системы» и «Гонконгом управляют сами гонконгцы в условиях высокой степени автономии» в течение этого периода Центральное народное правительство КНР берёт на себя вопросы обороны и внешней политики территории, в то время как Гонконг оставляет за собой контроль над законодательством, полицейскими силами, денежной системой, пошлинами и иммиграционной политикой, а также сохраняет представительство в международных организациях и мероприятиях.

 

География

Гонконг расположен на южном побережье Китая и состоит из острова Гонконг, острова Ланьтау, полуострова Коулун, Новых Территорий, а также около 260 малых островов. Новые Территории примыкают с севера к полуострову Коулун, и за их северной границей рекой Шэньчжэнь.

Всего к Гонконгу относятся 262 острова в Южно-Китайском море, крупнейшим из которых является остров Ланьтау. Второй по величине и первый по населению — остров Гонконг.

Название «Гонконг» (юэ иер. 香港, транскр. Хёнкон) буквально означает «благоухающая гавань» и происходит от названия местности в современном районе Абердин на острове Гонконг. Здесь когда-то торговали изделиями из ароматной древесины и благовониями. Узкая полоска воды, разделяющая Гонконг и полуостров Коулун, носит название бухта Виктория. Это один из самых глубоких естественных морских портов в мире.

Несмотря на репутацию Гонконга как высокоурбанизированной территории, власти Гонконга уделяют большое внимание экологии и озеленению. Большая часть Гонконга по-прежнему остаётся неосвоенной, поскольку на ней преобладают холмы и горы с крутыми склонами. Из 1 104 км² площади Гонконга освоено менее 25 %. Остальная часть территории покрыта зеленью, из неё около 40 % объявлено зонами отдыха и заповедниками. Большая часть городской застройки территории расположена на полуострове Коулун и северном побережье острова Гонконг, а также в населённых пунктах, рассредоточенных по Новым Территориям.

Благодаря длинной неправильной извилистой береговой линии Гонконг обладает множеством бухт, рек и пляжей. Несмотря на обилие зелени и воды в Гонконге, экологические проблемы города вызывают всё большую тревогу, а по качеству воздуха город занимает одно из последних мест. Около 80 % смога Гонконга происходит из других районов дельты реки Чжуцзян, то есть из материкового Китая.

Гонконг расположен в 60 км к востоку от Макао, на противоположном берегу дельты реки Чжуцзян. На севере он граничит с городом Шэньчжэнь провинции Гуандун. Наивысшая точка Гонконга — гора Таймошань на Новых Территориях, её высота — 958 м. На территории Гонконга также есть низменности, они расположены в северо-западной части Новых Территорий.

 

Климат

Климат Гонконга тропический, муссонный. Прохладная и сухая зима длится с декабря по март. Весна и лето в Гонконге жаркие, влажные и дождливые, осень — тёплая, солнечная и сухая. Столь разный климат в различные времена года объясняется разным направлением ветра, характерным для каждого сезона. Летом и ранней осенью через Гонконг могут проходить тропические циклоны (тайфуны). Геологически земля под Гонконгом стабильна уже на протяжении миллионов лет, однако после сильных дождей могут случаться оползни. Флора и фауна Гонконга претерпели серьёзные изменения вследствие изменения климата, уровня моря и влияния человека.

Обсерватория Гонконга — государственное учреждение, на которое возложена работа по составлению метеорологических прогнозов, предупреждений о погодных катаклизмах и геофизическому исследованию территории Гонконга.

Наивысшая температура, зафиксированная за историю наблюдений в Гонконге, составляет 38 °C, а самая низкая — −4 °C. В то же время наивысшая и самая низкая температуры, зафиксированные Обсерваторией Гонконга соответственно составляют 36,1 °C 19 августа 1900 года и 18 августа 1990 года, а также 0,0 °C 18 января 1893 года. Средняя температура самого холодного месяца — января, составляет 16,1 °C, а средняя температура самого жаркого месяца — июля, составляет 28,7 °C.

Гонконг расположен чуть южнее Тропика Рака, находясь по широте близко к таким городам, как Гавана, Мекка, Калькутта. Зимой город находится во власти сильного сухого северного ветра, несущего ясную и нежаркую погоду, а летом дует тёплый влажный юго-западный ветер. В таком климате может расти тропический лес.

 

История

В 1997 году на экономику Гонконга серьёзное негативное влияние оказал азиатский финансовый кризис 1997 года, ударивший по многим восточноазиатским рынкам. В том же году в Гонконге было зафиксировано первое заражение человека вирусом птичьего гриппа H5N1. В 1998 году после шести лет строительства в рамках Центральной программы строительства аэропорта был открыт новый Международный аэропорт Гонконга. Этот проект был частью амбициозной стратегии развития портов и аэропортов, составленной в начале 1980-х.

В первой половине 2003 года в Гонконге разразилась эпидемия вируса атипичной пневмонии. Дун Цзяньхуа — руководитель Администрации Гонконга (1997—2005), подвергся критике и обвинениям в ошибках в преодолении азиатского финансового кризиса 1997 года и непринятии должных мер в борьбе с атипичной пневмонией (SARS). В том же 2003 году администрация Дун Цзяньхуа пыталась провести принятие статьи № 23 Основного закона Гонконга, которая давала возможность для нарушения прав и свобод гонконгцев. В результате полумилионных демонстраций протеста администрация была вынуждена отказаться от этих планов. В 2004 году в ходе таких же массовых демонстраций жители Гонконга требовали введения в 2007 году всеобщих выборов главы САР. В марте 2005 года по просьбе китайского руководства Дун Цзяньхуа ушёл в отставку.

Сразу после отставки Дун Цзяньхуа это место занял его заместитель Дональд Цанг. 25 марта 2007 года Дональд Цанг был переизбран на второй срок.

На состоявшихся 25 марта 2012 года выборах главы администрации победил Лян Чжэньин.


Британский Гонконг

Наиболее ранние обнаруженные человеческие поселения на территории современного Гонконга относятся к палеолиту. Этот регион впервые вошёл в состав Китая во время правления династии Цинь, а во времена династий Тан и Сун служил торговым портом и военно-морской базой. Первым европейцем, чей визит в этот регион был задокументирован, был португалец Жоржи Альвареш в 1513 году. После открытия филиала Британской Ост-Индской компании в Кантоне (Гуанчжоу) в регионе стало расти присутствие британцев.

С начала XIX века британцы начинают активно ввозить в Китай опиум. В 1839 году цинский двор наложил запрет на ввоз опиума, и Великобритания начала против Китая Первую Опиумную войну. Остров Гонконг был впервые оккупирован британцами в 1841 году, а в конце войны в 1842 году официально перешёл под британский суверенитет согласно Нанкинскому договору. Ещё через год на острове был основан город Виктория (англ.)русск., а территория получила официальный статус колонии короны (соответствует нынешним «заморским территориям»). В 1860 году после поражения Китая во Второй Опиумной войне территории Коулунского полуострова к югу от Баундари-стрит и острова Камнерезов были переданы в вечное владении Великобритании согласно Пекинскому договору. В 1898 году Великобритания взяла у Китая в аренду на 99 лет прилегающую территорию на севере Коулунского полуострова и остров Ланьтау, которые получили название Новые Территории.

Гонконг был объявлен порто-франко, чтобы облегчить выполнение роли грузоперевалочной базы Британской империи в Юго-Восточной Азии. В 1910 году открылась Коулун-Кантонская железная дорога, соединявшая Гуанчжоу и Коулун. Её конечная станция располагалась в районе Чимсачёй. В колонии была введена британская система образования. В XIX веке местное китайское население мало соприкасалось с богатыми европейцами, селившимися у подножия пика Виктория.

В ходе Второй мировой войны 8 декабря 1941 года Японская империя напала на Гонконг. Гонконгская битва закончилась 25 декабря поражением британских и канадских сил, защищавших колонию. Во время японской оккупации Гонконга частым явлением была нехватка продовольствия, усугублявшаяся гиперинфляцией, которая была вызвана принудительным обменом валюты на военные банкноты. Население Гонконга, до войны составлявшее 1,6 млн человек, к 1945 году уменьшилось до 600 тыс. 15 августа Япония капитулировала, и Великобритания восстановила суверенитет над Гонконгом.

После Второй мировой войны в Китае вспыхнула гражданская война, что привело к волне новых мигрантов с материка, поэтому население Гонконга быстро восстановилось. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики в Гонконг хлынул ещё больший поток мигрантов, опасавшихся преследования со стороны Коммунистической партии Китая. Многие компании перенесли в Гонконг свои офисы из Шанхая и Гуанчжоу. Коммунистическое правительство проводило всё более изоляционистскую политику, и в этой ситуации Гонконг остался единственным каналом, по которому осуществлялся контакт КНР с Западом. После вступления Китая в Корейскую войну ООН наложила эмбарго на торговлю с КНР, и торговля с континентом прекратилась.

Благодаря росту численности населения и дешевизне рабочей силы текстильное производство и другие отрасли промышленности быстро росли. Вместе с индустриализацией основным двигателем экономики стал экспорт на внешние рынки. Благодаря росту промышленного производства стабильно повышался уровень жизни. Строительство жилого микрорайона Сэк Кип Мэй Эстейт ознаменовало начало программы строительства общественных жилых микрорайонов. В 1967 году Гонконг погрузился в хаос уличных беспорядков. Под влиянием лево настроенных протестующих, вдохновлённых начавшейся на материке Культурной революцией, рабочая забастовка превратилась в жестокое восстание против колониального правительства, которое продолжалось до конца года.

В 1974 году была образована Независимая комиссия по предотвращению коррупции, которой удалось свести к минимуму коррупцию в государственном аппарате. После начала реформ в Китае в 1978 году Гонконг стал основным источником иностранных инвестиций в Китай. Через год вплотную к северной границе Гонконга на территории провинции Гуандун была образована первая в Китае особая экономическая зона Шэньчжэнь. Текстильная и производственная составляющая в экономике Гонконга постепенно уменьшалась, отдавая первенство финансам и банковскому сектору. После окончания Вьетнамской войны в 1975 году властям Гонконга потребовалось ещё 25 лет для решения проблемы возвращения на родину вьетнамских беженцев.

В свете заканчивавшегося через 20 лет срока аренды Новых Территорий правительство Великобритании с начала 1980-х годов стало обсуждать с властями КНР проблему суверенитета Гонконга. В 1984 году две страны подписали Совместную китайско-британскую декларацию, согласно которой в 1997 году должна была состояться передача суверенитета над всей территорией Гонконга в пользу КНР. В декларации говорилось, что Гонконг должен обрести статус особого административного района в составе КНР, который позволит ему сохранять свои законы и высокую степень автономии в течение как минимум 50 лет после передачи. Многие жители Гонконга не были уверены в том, что эти обещания будут выполнены и предпочли эмигрировать, особенно после жестокого подавления студенческой демонстрации в Пекине в 1989 году.

В 1990 году был утверждён Основной закон Гонконга, который должен был исполнять роль конституции после передачи суверенитета. Несмотря на серьёзные возражения Пекина, последний губернатор Гонконга Крис Паттен провёл реформу процесса выбора Законодательного совета Гонконга, демократизировав его. Передача суверенитета над Гонконгом была совершена в полночь 1 июля 1997 года, её сопровождала торжественная церемония передачи Гонконга в Центре конгрессов и выставок Гонконга. Первым Главным министром Администрации САР Гонконг стал Дун Цзяньхуа.

 

Правительство и политика

Согласно Основному закону, выполняющему роль конституции САР Гонконг, местные власти сохраняют суверенитет над всеми вопросами и делами территории за исключением обороны и внешней политики. Пока Гонконг был колонией, его губернатора назначала королева Великобритании. После возвращения этой территории под юрисдикцию Китая её возглавляет Главный министр Администрации Гонконга. Его избирает Комитет по выборам Главного министра Администрации Гонконга, состоящий из 800 человек, которые представляют гонконгскую деловую элиту. Все остальные государственные служащие как исполнительной, так и законодательной ветвей власти либо назначаются Главным министром Администрации (прямо или косвенно), либо выбираются избирателями. В теории такое соглашение должно гарантировать практически полную независимость политической, культурной, законодательной и экономической инфраструктуры Гонконга от материкового Китая. Однако на практике Пекин часто обвиняют в чрезмерном вмешательстве во внутренние дела Гонконга, переходящем границы, определённые Основным законом.

Для того чтобы новый закон вступил в силу, его должен поддержать Главный министр и большинство из 60 депутатов Законодательного собрания Гонконга. Половина депутатов Законодательного собрания избирается путём всеобщего голосования (так называемыми «географическими округами», то есть населением разбитым по территориальному признаку), а другая половина от «функциональных округов», то есть группами физических лиц и организаций, разбитых по профессиональному (функциональному) признаку (то есть, адвокаты и адвокатские фирмы избирают своего депутата, финансовые группы и финансисты — своего, и т. д.). Эти группы представляют наиболее значимые сферы жизни и экономики Гонконга. Согласно Основному закону, в будущем все депутаты Законодательного собрания должны будут избираться через всеобщее голосование.

С 16 июня 2005 года должность Главного министра Администрации Гонконга занимал Дональд Цанг. Его избрал комитет выборщиков, назначенных Пекином из числа гонконгской деловой элиты. До передачи Гонконга Китаю в 1997 году Дональд Цанг занимал должность Главного секретаря Администрации Гонконга в колониальном правительстве. 24 июня 2005 года он официально вступил в нынешнюю должность. На ней он заменил Дуна Цзяньхуа, ушедшего с поста раньше положенного времени по состоянию здоровья (по другим сведениям, в результате давления общественности), поэтому сначала Дональд Цанг должен был «доработать» за Дуна его срок, заканчивающийся 30 июня 2007 года, согласно толкованию Приложения I и статьи № 46 Основного закона Гонконга.

Выборы нового Главного министра 852-местным Избирательным комитетом должны были состояться 10 июля 2005 года, но уже 16 июня Дональд Цанг был объявлен победителем, поскольку он был единственным кандидатом, за выдвижение которого проголосовали необходимые 100 членов Избирательного комитета. Первым Главным министром Гонконга был миллиардер Дун Цзяньхуа, кандидатуру которого предложили власти Китая. Его избирал комитет из 400 выборщиков, 1 июля 1997 года он официально вступил в должность. В июле 2002 года истёк его первый пятилетний срок, и он также был автоматически переизбран как единственный номинированный кандидат. Это дало повод критикам говорить о том, что комитет не избирал, а фактически дважды оформил назначение кандидатуры Пекина.

В 1996 году в КНР было образовано Временное законодательное собрание Гонконга, и после передачи Гонконга Китаю в 1997 году оно переехало в Гонконг. Временное собрание отменило несколько законов, принятых всенародно избранным в 1995 году колониальным Законодательным собранием. Временное собрание приняло ряд законов, в том числе Закон об общественном порядке, согласно которому, для проведения любого мероприятия с количеством участников более 30 требовалось разрешение полиции. Выборы в Законодательное собрание Гонконга были проведены 24 мая 1998 года, 10 сентября 2000 года и 12 сентября 2004 года. Согласно Основному закону, в Законодательном собрании настоящего третьего созыва 25 мест отведено депутатам от географических округов и 30 мест от функциональных округов. Несмотря на недовольство демократической оппозиции системой функциональных округов, которая даёт право весьма небольшому количеству избирателей (чуть более 100 тыс.) избирать половину депутатов парламента, прошедшие в 1998, 2000 и 2004 годах выборы были оценены наблюдателями как свободные и открытые.

Следуя колониальной традиции, государственные учреждения Гонконга сохраняют свою нейтральность и высокое качество, действуя без явного вмешательства Пекина. Многие правительственные здания расположены в районе Сентрал на острове Гонконг, недалеко от исторического месторасположения города Виктория — места изначального расположения британских поселений.

В 1999 году в Гонконге разгорелись споры вокруг права на проживание в Гонконге, в то время как противоречия по поводу 23-й статьи Основного закона Гонконга стали основной темой политической жизни Гонконга в 2002 и 2003 годах, достигнув своей кульминации, выразившейся 1 июля 2003 года в полумиллионной демонстрации. Несмотря на это правительство продолжило попытки продавить закон в Законодательном собрании. Однако одна из основных проправительственных партий отказалась голосовать за закон. Осознав, что закон принять не удастся, правительство положило его проект, порождённый статьёй 23, под сукно. К концу 2003 и в 2004 году основной темой противоречий стал вопрос о всеобщих выборах, требования о которых стали главным слоганом массовых демонстраций 1 июля 2004 года.

24 сентября 2005 года 25 членов Законодательного собрания Гонконга демократических взглядов, некоторые из которых были объявлены Пекином предателями после их критики действий Пекина во время подавления студенческих демонстраций на пекинской площади Тяньаньмэнь в 1989 году, отправились в соседнюю с Гонконгом провинцию Гуандун, приняв беспрецедентное приглашение от властей КНР. Приглашение было расценено как самый значительный акт доброй воли по отношению к демократическим силам Гонконга после событий на площади Тяньаньмэнь.

4 декабря 2005 года Фронт гражданских прав человека и депутаты из демократического лагеря организовали демонстрацию, главным требованием которой было включение определения сроков введения всеобщих выборов в предложения о политических реформах на выборах Главного министра и Законодательного собрания в 2007 и 2008 годах соответственно. По данным полиции, в демонстрации участвовало 63 000 человек, организаторы сообщали о как минимум 250 000. Согласно этим предложениям, избирательный комитет увеличился бы вдвое (с 800 до 1600 членов), а членов Законодательного собрания стало бы больше на 10 (по 5 от географических и от функциональных округов). 22 декабря 2005 года реформы, предложенные Главным министром Администрации Гонконга Дональдом Цангом из-за позиции демократического лагеря не смогли набрать необходимые две трети голосов, получив 34 голоса за и 24 против. После поражения Китай и Главный министр дали понять, что проведение реформ невозможно до выборов 2012 года. В то же время голосование мало повлияло на популярность Цанга: уровень его поддержки снизился с 82 только до 79 %.

Новый Главный министр администрации Лян Чжэньин, набравший на выборах 25 марта 2012 года 689 из 1132 голосов, вступил в должность 1 июля того же года, празднования 15-летней годовщины со дня возвращения бывшей британской колонии под юрисдикцию Китая (1 июля 1997 года). Срок полномочий 4-го главы администрации Сянгана — с 1 июля 2012 года по 30 июня 2017 года. Согласно Основному закону КНР о САР Сянган, кандидатура на пост главы администрации САР выдвигается на месте путём выборов или консультаций, официальное назначение производится центральным правительством КНР.   

Несмотря на то что Гонконг не является независимым государством, он пользуется правом независимого членства в таких международных организациях и мероприятиях, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество или Олимпийские игры, но после 1997 года официальное название его делегаций было изменено на «Гонконг, Китай». Гонконг также участвует в некоторых международных мероприятиях путём включения своего делегата в группу представителей КНР.

 

Экономика

Гонконг обладает одной из наиболее чистых капиталистических экономических систем в мире. Экономика территории основывается на свободном рынке, низком налогообложении и невмешательстве государства в экономику. Это важный центр международных финансов и торговли, а уровень концентрации штаб-квартир является самым высоким в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По показателям душевого валового внутреннего продукта и валового городского продукта Гонконг является наиболее богатым городом в КНР.

Продолжая политику британской администрации, правительство Гонконга отдаёт приоритет в управлении экономикой свободному рынку и частному сектору. С 1980 года правительство играло пассивную роль в рамках официальной политики позитивного невмешательства. Гонконг зачастую приводят в качестве образцового примера капитализма laissez-faire, воплощённого на практике. С момента появления индекса экономической свободы в 1995 году Гонконг ежегодно занимает в нём первое место в течение 13 лет. Он также занимает первое место в докладе «Экономическая свобода в мире».

Гонконг обладает малым количеством пригодной для возделывания земли и скудными природными ресурсами, поэтому вынужден импортировать бо́льшую часть продуктов питания и сырья. Гонконг занимает одиннадцатую строчку в списке крупнейших торговых акторов в мире, общая стоимость его импорта и экспорта превышает валовой внутренний продукт территории. По состоянию на 2006 год, в Гонконге функционировали консульства 114 стран — больше, чем в любом другом городе мира. Значительную часть экспорта Гонконга составляет реэкспорт, то есть продукция, произведённая вне границ территории, в основном на материковом Китае, и распространяемая через Гонконг. Ещё до передачи суверенитета Китайской Народной Республике Гонконг установил развитые торговые и инвестиционные связи с материковым Китаем. Автономный статус территории позволяет ей выполнять роль ворот для инвестиций и ресурсов, направляющихся на континент.

Валютой Гонконга является гонконгский доллар. С 1983 года он привязан к доллару США. Курс валюты может колебаться в коридоре между 7,75 и 7,85 гонконгскими долларами за один американский. Гонконгская фондовая биржа — седьмая по величине биржа в мире, в феврале 2007 года её капитализация составляла 1,69 трлн долларов США. По количеству IPO в 2006 году Гонконгская биржа занимала второе место в мире, уступая лишь Лондонской. Согласно Индексу финансовых центров мира 2007 года, составляемому Корпорацией лондонского Сити с целью оценки конкурентоспособности 46 финансовых центров по всему миру, Гонконг является третьим лучшим финансовым центром в мире и первым в Азии.

Сегодня сфера услуг даёт более 90 % валового внутреннего продукта Гонконга. После Второй мировой войны и последовавшей индустриализации Гонконга доминирующим сектором территории была промышленность. В 1970-х экономика Гонконга ежегодно росла в среднем на 8,9 % благодаря экспорту. В 1980-х в экономике Гонконга произошла быстрая трансформация, в результате которой основой экономики стал сектор услуг. Средний ежегодный рост ВВП в этот период составлял 7,2 %. В этот период большая часть производства была перенесена в материковый Китай, и сейчас вклад промышленности в экономику составляет лишь 9 %. После того, как в 1990-х Гонконг стал признанным финансовым центром, экономический рост замедлился до 2,7 %. Благодаря бурному экономическому росту и быстрой индустриализации Гонконг вошёл в четвёрку «азиатских тигров», или «драконов», наряду с Сингапуром, Южной Кореей и Тайванем.

В 1998 году из-за последствий азиатского финансового кризиса экономика территории сократилась на 5,3 %. За этим последовал период восстановления и роста, который в 2000 году составил 10 %, несмотря на продолжавшуюся дефляцию. В 2003 году на экономику Гонконга оказала негативное влияние вспышка атипичной пневмонии (SARS), из-за чего рост экономики в том году составил лишь 2,3 %. Однако благодаря восстановлению и росту внешнего и внутреннего спроса в 2004 году экономика вновь стала уверенно расти, при этом снижение себестоимости повысило конкурентоспособность гонконгского экспорта. Период дефляции, продолжавшийся 68 месяцев, закончился в середине 2004 года, когда уровень инфляции стабилизировался около нулевой отметки. С 2003 года был введён «режим индивидуальных визитов», который избавил граждан континентальной части КНР от необходимости присоединяться к туристической группе, чтобы посетить Гонконг. Возросший в результате этой меры поток туристов с континента положительно отразился на доходах туристической отрасли Гонконга. Этому также способствовало открытие Гонконгского Диснейленда в 2005 году. Экономика продолжает уверенно расти благодаря потребительской уверенности и росту торговли. В Гонконге установлен низкий уровень налогообложения компаний и физических лиц.

В 2006 году по показателю ВВП на душу населения, равному 38 127 долларов США, Гонконг занимал 6-е место в мире, опережая такие страны, как Швейцария, Дания и Япония. По общему объёму ВВП, который составляет 253,1 млрд долларов США, Гонконг занимает 40-е место.

В классическом понимании Гонконг не является офшорной территорией, это свободный порт с низким уровнем налогообложения. Система налогообложения Гонконга сформировалась по образцу английской и во многом унаследовала принципы Комплекса мероприятий британского содружества в области налоговой политики, принятого в 1947 году. В Гонконге не существует деления компаний на резидентные и нерезидентные, а принят территориальный принцип налогообложения. Это означает, что компании Гонконга подлежат налогообложению только в том случае, если доходы получены от источника в Гонконге или деятельность по получению этого дохода осуществлялась в Гонконге. Если компания не вела деятельности на территории Гонконга и не получала доходов от источников в Гонконге, она не подлежит налогообложению. В Гонконге отсутствуют налоги на прирост капитала, дивиденды, проценты, роялти, получаемые из-за границы или отправляемые за границу. Ставка налога на прибыль, для компаний ведущих деятельность в Гонконге, составляет 16,5 %.

 

Транспорт Гонконга

Гонконг обладает сложной высокоразвитой транспортной системой, включающую в себя общественный и личный транспорт. Более 80 % поездок жители Гонконга совершают на общественном транспорте.

Система общественного транспорта включает в себя метрополитен (MTR), пригородные и внутригородские электропоезда (KCR), автобусное сообщение, паромное сообщение между островной и материковой частью города, а также с прилегающими островами, трамвай, фуникулёр, соединяющий центр города с пиком Виктория. Также в качестве транспорта используется сеть движущихся тротуаров — траволаторов и эскалаторов — подобный комбинированный эскалатор соединяет нижнюю террасу о-ва Гонконг с верхней.

 

Гонконгский метрополитен

Гонко́нгский метрополите́н (кит. 港鐵; англ. Mass Transit Railway, МФА: [mæs ˈtɹæn.zɪt ˈɹeɪlweɪ], сокр. MTR) — сеть линий метрополитена в Гонконге (Китай). По состоянию на начало 2012 года насчитывает 210,6 км путей и 152 станции, включая 68 станций скоростного трамвая. С 2000 года Гонконгским метрополитеном управляет компания MTR Corporation. До этого MTRC (MTR Corporation) полностью была подчинена правительству Гонконга. По состоянию на первую половину 2009 года, доля MTR, работающей по принципу франчайзинга, на рынке пассажирских перевозок составляет 42 %, что сделало его наиболее популярным видом транспорта в Гонконге. На всех линиях, кроме автоматизированной Диснейленд, поезда управляются машинистом.

В 1960-х правительство Гонконга поручило провести исследование, целями которого были попытки решения проблемы растущего пассажиропотока, вызванного ростом экономики Гонконга. Строительство метрополитена началось вскоре после завершения исследования, первая линия открылась в 1979 году. Гонконгский метрополитен сразу стал пользоваться популярностью среди жителей Гонконга, и последующие линии были построены с тем расчётом, чтобы охватить как можно бо́льшую территорию. Постоянно возникают споры о том, где и как продлевать линии.

 

- Раннее развитие (1960—2000)

 

Первые предложения

В 1960-х возникла необходимость обеспечить растущий транспортный поток на дорогах, возникший в связи с быстрым ростом Гонконгской экономики. Исследованием транспортной системы Гонконга занялась британская консалтинговая компания «Freeman, Fox, Wilbur Smith & Associates». Их исследование было основано на прогнозе роста численности населения, которое к 1986 году должно было достигнуть 6 868 000 чел. 1 сентября 1967 года отчет о проведенном исследовании был передан властям города, в этом исследовании рекомендовалось строительство системы линий метрополитена общей протяженностью 64 км. Предполагалось, что четыре железнодорожные линии (Линия Куньтхон из Western Market в Ma Yau Tong, линия Чхюньвань из Эдмиралти в Чхюньвань, линия Айленд из Kennedy Town в Chai Wan и линия Ист-Коулун из Wo Liu Hang в Tsim Sha Tsui) будут построены в шесть этапов, с поочередными сроками сдачи в период между декабрём 1973 и декабрём 1984 года. 14 февраля 1968 года исследование было направлено на рассмотрение в законодательный орган Гонконга. В этом исследовании было представлено детальное расположение линий и станций.

По мере поступления свежих демографических данных в 1966-68 гг., эксперты пересмотрели результаты первого исследования. Теперь ожидаемая численность населения к 1986 году была более чем на 1 млн меньше и составляла 5 647 000 чел. Исходя из этого, масштаб запланированной железнодорожной системы был несколько уменьшен. Небольшой дополнительный доклад был представлен 22 марта 1968 года, небольшие поправки были внесены в него в июне этого же года.

В 1970 году система с четырьмя линиями была спланирована и изложена в новом докладе британских экспертов «Гонконгские общественные перевозки: Дополнительное исследование» (Hong Kong Mass Transit: Further Studies). Согласно проекту, первыми должны были быть построены линии Куньтхон, Чхюньвань, Айленд и Ист-Коулун. Однако построенные в дальнейшем линии, частично отличались от проекта «Freeman, Fox, Wilbur Smith & Associates»

В 1972 году власти Гонконга приняли решение о строительстве 20-тикилометровой системы метро. Переговоры с четырьмя крупными строительными консорциумами начались в 1973 году. Власти намеревались провести тендер на весь проект, на основе британского плана. Японский консорциум подписал соглашение на строительство системы в начале 1974 года, но в декабре этого же года он его изъял из-за опасения нефтяного кризиса.

 

Изменения первоначальной системы

В начале 1975 года для наблюдения за проектом была учреждена правительственная организация «Mass Transport Provisional Authority». Ею было объявлено, что общая длина линий метрополитена будет сокращена до 15,6 км (так называемая Модифицированная первоначальная система). Вскоре, правительство Гонконга основало MTR Corporation для развития и эксплуатации железнодорожного общественного транспорта, которая заменила «Mass Transport Provisional Authority».

Строительство модифицированной первоначальной системы (сейчас часть линии Куньтхон и Чхюньвань) началось в ноябре 1975 года. Северный участок был закончен 30 сентября 1979 года и на следующий день был открыт. Поезда на этом маршруте шли от ст. «Сэккипмэй» на станцию «Куньтхон». Маршрут из Чимсачёй в Сэккипмэй открылся в декабре 1979 года. Первые станции были разработаны под руководством Роланда Паулетти (Roland Paoletti), главного архитектора Гонконгского метрополитена.

В 1980 году был открыт железнодорожный тоннель через бухту Виктория, и линия Куньтхон была продлена до станции «Сентрал», которая находится на острове Гонконг. Чтобы улучшить пропускную способность линии, составность поездов была увеличена до шести вагонов,.


Продление линий

В 1977 году правительство одобрило строительство линии Чхюньвань, в то время известной как Tsuen Wan Extension. Работы начались в ноябре 1978 года. В результате, MTR-система была увеличена на 10,5 км, за счёт построенного участка от станции «Принс-Эдвард» до «Чхюньвань». Линия начала работу 10 мая 1982 года. Общая стоимость строительства составила (без учёта инфляции) 4,1 млрд. HK$ (526 млн. US$). На линии Чхюньвань, между станциями «Чхёнсаван» и «Самсёйпоу» планировалось строительство станции, но этот проект так и не был воплощён. В 1982 году, на линии Чхюньвань, между станциями «Лайкин» и «Лайчикок» была построена ст. «Мэйфу».

Когда линия Чхюньвань начала свою работу, изменился маршрут линии Куньтхон, участок от ст. «Argyle» до ст. «Chater» (позже станции переименованы на «Монкок» и «Ceнтрал» соответственно) стал продолжением линии Чхюньвань, таким образом, станция «Ватерлоо» (позже была переименована в «Яуматэй») стала конечной станцией линии Куньтхон, а станции «Принс-Эдвард» и «Argyle» стали пересадочными. Это изменение было сделано, из-за того что проектировщики ожидали больший пассажиропоток на линии Чхюньвань нежели на линии Куньтхон. Этот прогноз оказался точным, требовался прямой объезд из северо-запада Новых территорий на остров Гонконг, по этой причине, в 1998 году была запущена линия Тунчхун с пересадочной станцией «Лайкин». На линии Чхюньвань планировалось строительство ещё одной станции, которая располагалась бы на западе округа Чхюньвань и являлась бы ответвлением от основной линии, но этот проект так и не был реализован, несмотря на то что под строительство станции земля была выделена.

В декабре 1980 года гонконгские власти официально утвердили строительство линии Айленд. Строительство началось в октябре 1981 года. 31 марта 1985 года линия Айленд была открыта. Линия обслуживала участок между станциями «Эдмиралти» и «Чхайвань». Станции «Эдмиралти» и «Сентрал» стали пересадочными на линию Чхюньвань. Кроме того, составность поездов была увеличена до восьми вагонов. 23 мая 1986 года, с опозданием на один год, открылся участок линии Айленд от ст. «Эдмиралти» до ст. «Сёнвань».

В 1984 году власти одобрили строительство туннеля «Восточная гавань» (Eastern Harbour Crossing), этот тоннель используется как автомобилями, так и поездами Гонконгского метрополитена. 5 августа 1989 года линия Куньтхон была продлена, её путь проходил через бухту Виктория, до станции «Куорри-Бей», которая стала пересадочной станцией на линию Айленд. Промежуточная станция «Ламтхин» на линии «Куньтхон» открылась 1 октября 1989 года.

 

Связь с аэропортом

Гонконгский аэроэкспресс и линия Тунчхун начали свою работу в 1998 году. Решение строить международный аэропот на острове Чхеклапкок, заменив не справляющийся с пассажиропотоком аэропорт Кайтак, было принято в октябре 1989 года. Власти пригласили MTRC (MTR Corporation) строить железнодорожную линию в аэропорт, тогда известную под именем Lantau Airport Railway. Строительство началось в ноябре 1994 года.

Новая линия была включена в смету постройки нового аэропорта, так как он не мог существовать без связи с общественным транспортом. К строительству была также привлечена MTRC, создававшая планы новых станций.

Сегодня, железнодорожная линия Lantau Airport Railway — это две линии метрополитена: Тунчхун и Аэропорт-Экспресс. Линия Тунчхун была официально открыта 21 июня 1998 года Главой Исполнительного Совета Гонконга Тун Чи Хва (Tung Chee Hwa), работа линии началась на следующий день. Линия Аэропорт-Экспресс открылась 6 июля 1998 года, вместе с новым международным аэропортом.

Зарегистрироваться на авиарейс можно на станциях «Гонконг» и «Коулун». Носильщики могут помочь перенести багаж с поездов и на поезда. Аэроэкспресс второе по популярности средство транспорта в аэропорт, после автобуса. В 2006 году железнодорожная линия перевозила 23 % пассажиропотока в аэропорт и обратно. Однако самый пик перевозок был достигнут в 1999 году, тогда на линию приходилось 32 % пассажирских перевозок между аэропортом и городом.

 

- Современные расширения (с 2000 года)

Продление линии Куньтхон было инициировано вследствие автомобильных заторов в районе Куорри-Бей и постоянных жалоб пассажиров на пятиминутную ходьбу от платформы линии Айленд до платформы линии Куньтхон. Чтобы сократить количество заторов, линия Куньтхон была продолжена на о. Гонконг, от ст. «Куорри-Бей» и до ст. «Норт-Пойнт», по тоннелю, длиной 4,2 км. Строительство началось в сентябре 1997 года, в сентябре 2001 года, оно было завершено. Стоимость проекта составила 3 млрд HK$ (385 млн US$). Строительство линии Чёнкуаньоу было одобрено 18 августа 1998 года. Линия должна была обслуживать районы с повышенной плотностью населения. Строительство началось 24 апреля 1999 года, официальное открытие состоялось в 2002 году. Линия проходит через тоннель «Восточная гавань» (Eastern Harbour Tunnel), по которому ранее проходил маршрут линии Куньтхон, от ст. «Поулам» до ст. «Норт-Пойнт». Когда линия Чёнкуаньоу была открыта, маршрут линии Куньтхон был отведён в сторону только что построенной для новой линии ст. «Тхиукинлэн» (Tiu Keng Leng Station). Расходы на строительство были частично покрыты Гонконгскими властями и частным застройщиком.

 

- Перспективы развития

 

План развития метрополитена до 2019 года

Несколько перспективных проектов по Гонконгскому метрополитену MTRC представила Гонконгскому правительству, некоторые проекты уже тогда находились на стадии строительства. Сеть была значительно расширена после объединения MTRC и государственной KCRC. После заключения Меморандума о взаимопонимании и концессионного соглашения между KCRC и MTRC, железнодорожная сеть KCRC перешла под управление MTRC минимум на 50 лет. Проекты линий, начатые KCRC, реализует теперь корпорация MTR. Например, предполагалось, что на планируемой железнодорожной ветке Sha Tin to Central Link, строительство которой начнётся в конце 2012 года, будет работать только компания KCRC, которая эту линию проектировала с 2002 года, но позднее было решено, что после окончания строительства, линия будет обслуживаться MTRC.

В настоящее время создаётся резервный фонд для развития существующей инфраструктуры Гонконгского метрополитена. Строятся новые подземные переходы для более удобного прохода к станциям. Перспективное предложение продлить существующую линию Куньтхон к району Whampoa Garden, было представлено в апреле 2006 года. В марте 2008 года правительство приняло решение возобновить дальнейшие планы и проекты по продлению линии Куньтхон и строительству ветки Sha Тin to Central Link, что приветствовалось корпорацией МTR. Строительство нового участка линии Куньтхон ориентировочно завершится в 2015 году, а ветки Sha Тin to Central Link в 2019 году.

Предложения по строительству Западной Айленд линии и Южной Айленд линии, впервые были представлены властям корпорацией MTR, 21 января 2003 года, но одобрены они были только 30 июня 2005 года после сильных видоизменений. Этот проект включает в себя строительство Западной Айленд линии, которая является продлением линии Айленд к району Kennedy Town и Южной Айленд линии, её восточный участок будет проходить от станции Эдмиралти на остров Аплэйчау, а западный участок соединит Западную Айленд линию с восточным участком Южной Айленд линии. Строительство Западной Айленд линии началось 10 августа 2009 года и будет завершено в 2014 год. Строительство восточного участка Южной Айленд линии ориентировочно завершится в 2015 году.

Также предлагается построить линию, которая связывала бы Западную и Восточную линию. Железнодорожная линия Northern Link будет связывать Западную линию с линией Lok Ma Chau Spur, которая является продолжением Восточной линии.

 

Трамвай

В Гонконге имеются две независимые трамвайные сети. Одна из них работает уже более 100 лет (основана в 1904) и соединяет деловой центр о-ва Гонконг с жилыми районами. В центральной части острова — районах Сёнвань, Сентрал, Эдмиралти, Ваньчай — имеется единственная линия, которая имеет ответвления на обоих концах (в западной и восточной части острова Гонконг). Нумерации маршрутов нет, маршрут обозначается табличкой с названием конечной станции. Все маршруты проходят через центр города. В качестве подвижного состава используются двухэтажные исторические вагоны 30-х годов. Также в небольшом количестве имеются и современные вагоны, которые, однако, полностью копируют собой исторические. Трамвай не только является активно используемым и самым дешёвым (стоимость проезда — 2 HK$) средством передвижения, но и важным туристическим объектом.

Вторая сеть трамвая, часто обозначаемая, как линии легкорельсового транспорта расположена на Новых Территориях и соединяет между собой города-спутники Гонконга Тхюньмунь и Юньлон. В качестве подвижного состава используются современные одноэтажные трамвайные вагоны производства Австралии и Японии. Данная сеть принадлежит компании KCRC, управляющей и внутригородскими и пригородными электропоездами.


Автобус

В Гонконге работают 3 основные независимые частные автобусные компании, осуществляющие перевозки машинами большой и особо большой вместимости. Перевозки на острове Гонконг и между островом Гонконг и полуостровом Коулун осуществляет CityBus, на острове Гонконг — First Bus, на полуострове Коулун и Новых территориях — KMB. На маршрутах используется в основном двухэтажный подвижной состав. Подавляющее большинство автобусов кондиционированы, однако у KMB ещё имеются автобусы старых моделей с естественно-приточной вентиляцией салона. Все автобусные сети регулируются муниципалитетом, маршруты имеют строго соблюдаемое расписание, удобные остановочные пункты, единую систему оплаты проезда. В целом, наличие различных перевозчиков не влияет на интегрированность общей транспортной сети. Помимо вышеуказанных автобусных сетей имеются так же маршруты на о-ве Лантау и маршрутные такси.

 

- Система оплаты и стоимость проезда

В качестве оплаты на таких маршрутах общественного транспорта, как трамвай на о-ве Гонконг, автобус, маршрутные такси, принимаются, как наличные деньги (оплата производится при входе в салон в специальную кассу рядом с водителем, на линиях трамвая — также в кассу, но при выходе, сдача не выдаётся), так и единая бесконтактная карта — Октопус-кард.

Для оплаты проезда в метро, и электропоездах необходимо пройти через турникетную линию, воспользовавшись Октопус-кард, либо заранее приобретённым билетом, на выходе также необходимо пройти сквозь турникет с помощью билета.

Для оплаты проезда на паромах необходимо пройти через турникетную линию, оплатив проезд с помощью Октопус-кард или наличными деньгами (сдача не выдаётся), либо через кассу (при необходимости получить сдачу).

Для оплаты проезда в трамваях на Новых территориях необходимо провалидировать Октопус-кард либо заранее приобретённый билет в валидаторе на платформе станции.

Стоимость проезда дифференцирована в зависимости от вида транспорта, операторской компании, маршрута, типа используемого транспортного средства (для автобусов), дальности следования, палубы или салона парома и является достаточно сложной. Для удобства пользования на каждой станции метро и электропоездов и на каждой остановке общественного транспорта висит схема оплаты на проходящих маршрутах. Важно иметь в виду, что в большинстве случаев проезд необходимо оплачивать без сдачи (в случае переплаты сдача не выдаётся), поэтому наиболее удобным средством оплаты является бесконтактная единая транспортная карта — Октопус-кард. Помимо удобства данная карта предоставляет скидки при проезде, ей также можно оплачивать мелкие покупки в магазинах некоторых торговых систем.

 

Аэропорт

 

- Международный аэропорт Гонконга

Международный аэропорт Гонконга (кант. трад. 香港國際機場, упр. 香港国际机场 , ютпхин: hoeng1 gong2 gwok3 zai3 gei1 coeng4, кант.-рус.: Хёнкон гуокчаи кэйчхён, пиньинь: Xiānggǎng Guójì Jīchǎng, палл.: Сянган гоцзи цзичан; англ. Hong Kong International Airport) (IATA: HKG, ICAO: VHHH) — главный аэропорт Гонконга. Имеет второе название Аэропорт Чхеклапкок (кант. трад. 赤鱲角機場, упр. 赤鱲角机场 , ютпхин: cek3 laap6 gok3 gei1 coeng4, кант.-рус.: Чхеклапкок кэйчхён, пиньинь: Chìliè Jiǎo Jīchǎng, палл.: Чилецзяо-цзичан; англ. Chek Lap Kok Airport), по названию острова Чхеклапкок, на котором он построен, а также для того чтобы не путать его со старым Международным аэропортом Гонконга (Каи Так).

Аэропорт был открыт для коммерческого использования в 1998, заменив аэропорт Каи Так, и стал важным региональным грузовым транспортным центром, пассажирским хабом и воздушными воротами в материковый Китай, Восточную Азию и Юго-восточную Азию. Несмотря на относительно короткую историю, Международный аэропорт Гонконга неоднократно завоёвывал международные награды как лучший аэропорт мира.

Международный аэропорт Гонконга работает 24 часа в сутки и является одним из наиболее загруженных аэропортов по перевозке международных пассажиров и грузов. В 2007 Международный аэропорт Гонконга перевёз 47.8 млн пассажиров и 3.74 млн тонн грузов. Международный аэропорт Гонконга является главным хабом Cathay Pacific, Dragonair, Hong Kong Express Airways, Hong Kong Airlines и Air Hong Kong.

Международный аэропорт Гонконга расположен на насыпном острове Чек Лап Кок в северной части о-ва Лантау. Аэропорт связан с городом с помощью линии скоростной электрички — Аэропорт-экспресс и скоростного шоссе. «Чек Лап Кок» в 2007 году был назван лучшим в мире по уровню обслуживания пассажиров, инфраструктуре и целому ряду других критериев по результатам опроса, проведённого независимой британской организацией Skytrax среди 7,8 млн пассажиров.

Аэропорт построен по большей части на искусственном острове, насыпанном около Чек Лап Кок и Лам Чау. Два прежних острова, которые были разровнены, занимают около 25 % площади аэропорта из 12.55 км². Соединён с северной частью острова Лантау недалеко от исторического селения Тун Чун, на сегодняшний день здесь построен новый город. Создание искусственного острова привело к увеличению площади Гонконга на 1 %. Новый аэропорт заменил бывший Международный аэропорт Гонконга — Каи Так, который находится на территории Коулун-сити с единственной взлётно-посадочной полосой, уходящей в залив Коулун, окружённый городской застройкой.

Строительство нового аэропорта было только частью т. н. Программы Аэропорта-ядра, которая также предусматривала строительство новой дороги и железнодорожных путей к аэропорту со связанными мостами и туннелями, изменение ландшафта на острове Гонконг и в Коулуне. Проект строительства Международного аэропорта Гонконга был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой проект строительства аэропорта когда-либо. Строительство нового аэропорта на конференции ConExpo в 1999 было признано одним из 10 Главных достижений в строительстве XX столетия.

Аэропорт был открыт 6 июля 1998, неделей раньше Международного аэропорта Куала-Лумпура, на его строительство было потрачено 6 лет и 20 млрд долл. Первым рейсом, принятым аэропортом стал Cathay Pacific CX889, который приземлился в аэропорту в 6:25 a.m., первым регулярным рейсом стал CX292 из Рима. Проект аэропорта разрабатывался Foster and Partners. В первые три-пять месяцев в работе аэропорта постоянно происходили сбои, связанные как с организационными, так и техническими проблемами. Правительству приходилось также временно открывать грузовой терминал в аэропорту Каи Так из-за поломок в новом грузовом терминале, который получил название Super Terminal One (ST1), тем не менее, через 6 месяцев аэропорт вышел на нормальный режим работы.

Второй терминал аэропорта (T2) был официально открыт в июне 2007 (первоначально — только регистрация пассажиров), который был связан с Airport Express Line с новой платформой. Изюминкой терминала стало открытие торгового центра SkyPlaza, который состоит из множества магазинов и ресторанов, а также развлекательных заведений. В T2 есть 56 стоек регистрации, в нём есть таможня и иммиграционный контроль.

Проводится экспертиза генерального плана развития аэропорта до 2030 года — HKIA Master Plan 2030 — который предполагает строительство дополнительных подъездных путей, терминала и дополнительных площадей перрона, а также взлётно-посадочной полосы — эти мероприятия необходимы для поддержания экономического роста Гонконга.

Аэропорт управляется Airport Authority Hong Kong, предусмотренный законом орган, подчиняющееся Правительству Гонконга. Департамент гражданской авиации Гонконга (CAD) несёт ответственность за управление воздушным движением, регистрацию летательных аппаратов, мониторинг авиакомпаний в соответствии с двухсторонним соглашением, а также регулированием деятельности общей авиации.

Аэропорт имеет две параллельных взлётно-посадочных полосы, длиной 3800 м и шириной 60 м каждая, что позволяет им принимать самолёты следующего поколения. Южная взлётно-посадочная полоса оборудована по категории II, северная взлётно-посадочная полоса имеет более высокую Категорию IIIA, которая позволяет пилотам приземляться при 200-метровой видимости. Эти две взлётно-посадочных полосы способны обслуживать более 60 взлётов-посадок в час. В настоящее время есть 49 основных стоянок, 28 удалённых стоянок и 25 грузовых стоянок. Пять стоянок у Северо-западного Зала уже могут принимать самолёты нового поколения.

 

- Строительство

В декабре 1992 года Чек-Лап-Кок был каменистым островом площадью 302 гектара. К июню 1995 года он превратился в платформу для нового аэропорта площадью 1 248 гектаров, а поверхность суши Гонконга стала почти на 1 процент больше. На выравнивание острова пошло 44 000 тонн мощных взрывчатых веществ, и большое количество экскаваторов доставляли на строительную площадку песок с морского дна. В разгар строительства ежедневно создавалось более двух с половиной гектаров площади. В среднем на протяжении 31 месяца каждую секунду передвигалось десять тонн насыпного материала.

Современные аэробусы весят не одну тонну и могут повредить сделанную плохо взлетно-посадочную полосу. Поэтому, прежде чем положить асфальтовое покрытие, песок утрамбовали массивными катками. К тому времени, когда эти катки закончили первую взлетно-посадочную полосу и стоянки с твердым покрытием, они, по подсчётам, проделали путь в 192 000 километров — расстояние, равное пяти виткам вокруг земного шара.

Большое внимание при проектировании и строительстве аэропорта обращалось на то, чтобы создать легкую, «воздушную» конструкцию, которая бы нравилась как работникам аэропорта, так и пассажирам. Помимо этого, аэропорт был спроектирован так, чтобы обслуживать пассажиров как можно быстрее. Пассажиры смогут занять свои места в самолете через 30 минут после регистрации. Чтобы упростить передвижение по аэропорту, из одного конца здания в другой пассажиров перевозит поезд без машиниста. 2,8 километра движущихся дорожек облегчают посадку пассажирам.

Аэропорт занимает третье место среди азиатских аэропортов по пассажирообороту и второе место в мире по грузообороту. По международному пассажирообороту аэропорт занимает пятое место в мире.

Регулярное авиасообщение в и из Гонконга упрощено по двухсторонним соглашениям с другими странами. После открытия аэропорта правительство Гонконга стало проводить политику либерализации услуг в сфере авиаперевозок с целью расширения выбора потребителей и усиления конкуренции.

Дальнейшее расширение аэропорта связано с рядом ограничений. Изучалась возможность строительства третьей взлётно-посадочной полосы, однако это потребует строительства искусственной суши в глубоких водах, а значит строительство третьей полосы может быть сопоставимо со строительством целого аэропорта. С другой стороны, существует только одна воздушная трасса между Гонконгом и Китаем, причём минимальная высота полёта ограничена 4,5 км, что часто является причиной задержек рейсов.

 

- Операционная деятельность

Основные авиакомпании, базирующиеся в Международном аэропорту Гонконга

В Международном аэропорту Гонконга Базируется ряд авиакомпаний:

Cathay Pacific, флагманский перевозчик Гонконга. Cathay является оператором смешанного широкофюзеляжного флота из 115 самолётов производства Airbus и Boeing, осуществляет рейсы в Азию, Австралию, Новую Зеландию, Средний Восток, Европу, Южную Африку и Северную Америку.
Dragonair (подразделение Cathay) имеет флот 39 самолётов, осуществляет регулярные пассажирские рейсы в материковый Китай и Японию, также осуществляет грузовые перевозки по всему миру.
Hong Kong Express, оператор небольших самолётов, осуществляет регулярные рейсы в материковый Китай совместно с Cathay и Dragonair. Hong Kong Express также является оператором парка вертолётов, которые осуществляют короткие рейсы (например, в Шэньчжэнь и Макао)
Air Hong Kong Limited осуществляет грузовые авиаперевозки между Гонконгом и Японией, Кореей, Таиландом, Сингапуром.
Hong Kong Airlines, осуществляет регулярные перевозки в Южную Корею, Таиланд и Китай.

Существует Гонконгский аэроклуб, в котором проводится обучение пилотов и обслуживание частных самолётов и вертолётов.

Government Flying Service осуществляет операции поиска и спасения, поддержки полиции, медицинских перевозок и других рейсов по требованию Правительства.

 

- Пассажирская инфраструктура

На сегодняшний день Международный аэропорт Гонконга является одним наиболее удобных аэропортов для пассажиров в мире. Несмотря на размеры, пассажирский терминал спроектирован с максимальным комфортом. Простое расположение и понятные указатели, траволаторы и шаттлы делают перемещение по зданию простым и быстрым. Система шаттлов состоиз из трёх станций, она обеспечивает быструю перевозку из зала регистрации к выходам в самолёт и обратно. Скорость шаттлов — 62км/ч. поездки бесплатные для всех пассажиров и экипажей. (см en:Hong Kong International Airport Automated People Mover)

Терминал 1 Международного аэропорта Гонконга является одним из крупнейших зданий пассажирских терминалов мира. В момент открытия Терминал 1 с площадью 550,000 м² был самым крупным терминалом мира, однако вскоре он уступил первенство новому аэропорту Бангкока Суварнабхуми (563,000 м²) после его открытия 15 сентября 2006, однако вернул его после увеличения Восточного Зала, после чего его площадь увеличилась до 570,000 м². В Восточном Зале площадь увеличения которого составила 39,000 м², расположился торговый центр SkyMart. 29 февраля 2008 самым крупным терминалом мира стал Терминал 3 Международного аэропорта Пекин Столичный (986,000 м²).

Терминал 2 Международного аэропорта Гонконга, вместе со Skyplaza, открылся 28 февраля 2007, как и Платформа 3 станции Аэропорт. В этом терминале производится только регистрация пассажиров, после чего они переезжают к выходам к самолётам в «Терминал 1».) В терминале 2 проходит регистрация на рейсы Air Asia, Bangkok Airways, East Star Airlines, Emirates Airline, Hong Kong Express, Hong Kong Airlines, Jetstar Asia Airways, Jet Airways, Royal Jordanian Airlines, Philippine Airlines, Siem Reap Airways, South African Airways, Thai Airways International и Uni Air. Здесь также находится торговый центр SkyPlaza.

Гонконгский Центр Деловой Авиации (BAC) находится в пределах аэропорта и имеет свой терминал и инфраструктуру, отличные от пассажирского терминала. Здесь предлагается весь спектр услуг для частных самолётов и их пассажиров, в том числе зал ожидания, отдельные кабинеты и душевые комнаты, бизнес-центр, обслуживание самолётов, багажная служба, заправка, служба безопасности, таможня, служба планирования рейсов. Также предоставляются ангары для частных самолётов.

Аэропорт обслуживается всеми тремя видами такси, различаемыми по цветам:

Городские такси (красные) соединяют аэропорт с островом Гонконг, Коулуном и с частично новыми городами Чхюнь Вань (Цюань Вань), Са Тхинь (Ша Тянь) и Чён Гвань Оу. (Городские такси могут обслуживать весь Гонконг, кроме южного острова Лантау).
Такси Новых Территорий (зеленые) соединяют аэропорт с Новыми Территориями, кроме тех частей Чхюнь Вань, Са Тхинь и Чён Гвань Оу, которые обслуживают Городские такси.
Такси Лантау (голубые) соединяют аэропорт с остальной частью острова Лантау.

 

- Инциденты и авиакатастрофы

22 августа 1999 самолёт рейса 642 China Airlines (осуществлявшийся её подразделением Mandarin Airlines), следовавший из Бангкока, приземлившийся во время тайфуна Сэм в Международном аэропорту Гонконга, перевернулся и загорелся недалеко от взлётно-посадочной полосы. Погибли три человека на борту.
31 июля 2000 мужчина, вооружённый пистолетом, был переведен вместе с женщиной-заложницей на борт самолёта Cathay Pacific. Террорист сдался после 2,5 часов переговоров.
13 августа 2010 года. Самолёт Airbus A330-300 (регистрационный B-HLL) авиакомпании Cathay Pacific, регулярный рейс 780 из международного аэропорта имени Джуанды (Сурабая) в Гонконг. В течение всего полёта экипаж боролся с возникавшими проблемами в двигателях лайнера. При заходе на посадку в аэропорту назначения пилоты не смогли в полной мере контролировать тягу двигателей, в результате чего лайнер совершил приземление на высокой скорости и получил значительные повреждения. Расследованием установлена причина инцидента, состоявшая в заправке самолёта некачественным топливом в аэропорту Сурабая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Материал статьи взят на сайте Википедия ru.wikipedia.org по свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported.

                             ''Авторы Википедии'' - по гиперссылкам: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Гонконг&action=history; http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Административное_деление_Гонконга&action=history

                                                                                                                                                 http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Население_Гонконга&action=history; http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Экономика_Гонконга&action=history

                                                                                                                                    http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Транспорт_Гонконга&action=history; http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Гонконгский_метрополитен&action=history

Top.Mail.Ru