Баку

Баку

 

Этимология

Ойконим «Баку» соответствует древней своей форме и прошло сложный путь видоизменения, являвшихся следствием исторических факторов. В современном топониме Баку видно древнее его значение, как «город Бога, место Бога», что связано, с горящими фонтанами нефти и газа. Существует предположение о том, что «Баку» произошло от перс. бад кубе‎ — обдуваемый ветром. Но подобное толкование считается народной этимологией и искажает древнюю форму написания слова. Ряд поселений на Апшероне получили своё название от населявших эти места в древности племён. Так, например, от названия населявших Апшеронский полуостров ираноязычных племён скифов-массагетов (маскутов) из династии парфянских Аршакидов произошло название селения Маштага, от мардов — Мардакян, от тюрков — Тюркан, от курдов — Кюрдахана. Баку же впервые упоминается в источниках V века. Византийский автор первой половины этого столетия Приск Панийский описывая путь, ведущий из Скифии в Мидию сообщает о «пышущем из морского камня пламени» близ Баку. Это первое хронологическое указание на огни близ Баку. Армянский историк VIII века Гевонд, описывая события в Кавказской Албании в связи с нашествием хазар в 730 году, упоминает разрушенную ими область Атши-Багуан. Сара Ашурбейли отмечает, что слово «Атш», искажённое от «Атеш», означает огонь, название «Атши-Багуан» трактуется как «огни Багуана», и что речь здесь идёт о Баку, само же слово «Багуан» уходит корнями в зороастризм и происходит от слова «бага», которое в ряде древних языков означает «солнце», «бог». После завоевания страны арабами уже в VIII веке слово «Багу» могло трансформироваться, как считает С. Ашурбейли, в «Баку». Ахмед Кесреви Тебризи отождествлял Атеши-Багуан с древним Баку и объяснял значение слова, как «город бога» или «место бога». Город так назывался потому, что в нём находился один из главных храмов огнепоклонников, а этимология названия города объясняется с древнеперсидского при Сасанидах. Начиная с IX века, в арабских источниках впервые встречаются слова: "Баку", "Бакух", "Бакуйа", "Бакуйе". Позднее в европейских источниках название города встречается как Бага, Баки, Бакхи, а в русских — Бака. На карте мира в труде «Китаб ат-танбих вал-Ишрах» арабского историка Аль-Масуди название города встречается в виде «Бакух». Арабский географ Аль-Истархи в 930 году сообщает, что недалеко от Баку жили огнепоклонники. В единственной персидской надписи на храме Аташгях упоминается «Бадак» — сокращение от Бад-е кубе.

 

История города

 

Древний мир

Видимо, ещё в начале нашей эры современный Апшеронский полуостров находился на дне моря, так как из-за трансгрессии Каспия уровень моря был гораздо выше, и низменность нынешнего нижнего течения Куры находилась под водой (как то показывают античные карты). Сведения о Баку появляются в раннем средневековье.

Причиной возникновения города на Апшеронском полуострове послужили физико-географические условия города Баку, расположение его в центре пересечения миграционных и торговых путей, протянутых с севера на юг, с запада на восток (Великий шёлковый путь), климатические условия и топливное и энергетическое богатство, с древнейших времен выходящее на поверхность земли, и называемое «нафта.

 

Средние века

Со второй половины IX века Баку вошёл в состав Государства Ширваншахов и стал одним из основных городов Ширвана. Население занималось ремёслами, торговлей, рыболовством, садоводством и нефтедобычей. В 1191 г. ширваншах Ахситан I временно перенёс столицу государства из Шемахи в Баку. В XII веке Баку был окружен двухрядно крепостной стеной и рвом. Девичья башня также вошла в систему защиты города.

В период нашествия монголов в XIII веке город пришёл в упадок. Иранский историк Хамдаллах Казвини, побывавший в XIV веке в этих местах, отмечает, что крепость находилась значительно выше Баку, при этом о самом городе он говорил как о деревне, расположенной у моря. Кроме того, он отмечает, что в Баку находился христианский епископ и остатки старой армянской церкви. Но уже в следующем веке экономическая жизнь Баку вновь оживилась. Каспийское море в некоторых источниках даже упоминалось как Бакинское море. Из Баку вывозились различные товары в Золотую Орду, русские княжества, Иран и Среднюю Азию. В Баку до сих пор сохранились историко-архитектурные памятники — Бухарский карвансарай (XIV в.) и Мултанский (Индийский) карвансарай, что свидетельствует о торговых связях Баку с указанными регионами. В период правления ширваншаха Халил улллы I (1417—1462) гг. в Баку проводились существенные строительные работы. В XV веке был создан комплекс дворца Ширваншахов. Писавшему в XV веке бакинскому географу Абд ар-Рашиду Бакуви также принадлежит описание Баку. Он говорит о двух крепостях в Баку, причем одна была почти развалиной и находилась на высокой горе, другая же была на самом берегу моря и была настолько сильна, что монголы не могли ее взять. Бакуви также сообщает, что окрестности города пустынны, сады жителей находятся на большом расстоянии от города, съестные припасы привозятся из Ширвана; вывозными же предметами города были шёлк, соль и нефть. В Баку сохранилась построенная в XI веке мечеть, несколько мечетей XIV века.

В 1501 году Шах Исмаил овладел городом, и Баку стал частью Сефевидского государства. В 1578 году Османская армия захватила Баку. В 1607 году город снова перешёл под власть Сефевидов. В период Сефевидского владычества в Баку выпускались медные монеты. Основная часть жителей Баку и Апшерона занимались ковроткачеством.

Баку как торговый центр стал привлекать внимание Российского государства. Петр I направил экспедицию на Южный Кавказ. 26 июля 1723 года русские войска заняли Баку, но позже, в результате заключённого Гянджинского договора между Россией и Ираном в 1735 году, покинули город.

 

Новое время

В середине XVIII века было создано Бакинское ханство. Баку был вновь захвачен русскими в 1796 году, но через год Павел I отозвал войска.

14 мая 1805 г. правитель Баку Гусейн Кули признал русское подданство, однако, когда в 1806 русская армия под предводительством Павла Цицианова подошла к Баку, Цицианов был убит по приказу правителя. Вскоре русская армия начала акцию возмездия и в конце того же года захватила Баку, а Гусейн Кули бежал в Персию.

С середины XIX века Баку стал одним из промышленных и культурных центров Кавказа. В 1859 году в Шемахе произошло сильное землетрясение, в связи с чем Шемахинская губерния была упразднена и была создана Бакинская губерния с центром в городе Баку. В 1847 году на Биби-Эйбатском месторождении впервые в мире механическим путём была пробурена нефтяная скважина. Промышленная разработка нефтяных месторождений стала причиной бурного роста города, Баку стал образцом быстро растущего европейского города. В 1859 году Василий Кокорев построил в Сураханах под Баку первый в России керосиновый завод. В Баку начался приток иностранного капитала, открылись офисы Ротшильдов, братьев Нобелей и других предпринимателей. Помимо нефтяной промышленности развивалось ткацкое производство, открывались механические заводы, табачные фабрики, мельницы, обрабатывающие предприятия и т. п. В 1878 году в городе была открыта Бакинская городская дума. 8 мая 1883 года была пущена железная дорога Баку-Тбилиси. В 1899 году открыли конку, появился паровой флот в Бакинском порту. В город съехалось много мигрантов — русских, евреев, немцев, армян, азербайджанцев (как из России, так и из Персии) и т. д. С нефтяным бумом расцвела культурная жизнь, открылись театры, было построено здание оперного театра. Баку стал известен как «Париж Кавказа». При том, что ни одна национальная группа не составляла абсолютного большинства, основными национальностями являлись азербайджанцы (которых тогда называли азербайджанскими татарами или персами) и армяне, при этом азербайджанцы составляли основную массу рабочих, хотя среди них было немало купцов и владельцев нефтяных промыслов, тогда как в руках армян была сосредоточена большая часть торговли и многие нефтяные промыслы. Между этими группами четырежды (в феврале и августе 1905 г., в марте и сентябре 1918 г.) происходила кровопролитная резня. С 1901 по 1906 гг. в Баку действовала нелегальная типография "Нина", обеспечивавшая социал-демократической литературой практически всю территорию Российской империи.

Исследователь Том Рейсс отмечал, что Баку был единственным местом в Российской империи, где евреи могли себя чувствовать в безопасности. «Евреи играли значительную роль в бакинской космополитической смеси, также, как происходило с ними во многих других местах мира. В советское время евреи испытывали много проблем, однако Баку, однозначно, был одним из наименее антисемитских городов Российской империи и, однозначно, наименее антисемитским городом СССР…Баку был очень русским городом, но именно здесь российский элемент потерял одну из своих черт — антисемитизм, во многом благодаря сложившемуся здесь уникальному этническому и религиозному балансу. В Баку не доминировала ни одна из культур или религий. Баку был местом, где мусульмане становились невероятно современными и устремленными в будущее интеграционалистами».

3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России, с одной стороны, и стран Четверного союза (Германии, Австро-Венгрии, Османской империи, Болгарии) — с другой, был подписан Брест-Литовский (Брестский) мирный договор. В Баку в этот период власть контролировалась Бакинским Советом, во главе с С. Шаумяном, являвшимся председателем Бакинского совета и чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа. 31 июля власть в Баку перешла к временной диктатуре Центрокаспия. 15 сентября, в результате упорных боёв, Баку был взят частями Кавказской исламской армии. В городе началась резня армянского населения. Это была месть за резню мусульман в Баку, совершённую советскими войсками и вооружёнными отрядами армянской партии «Дашнакцутюн» в марте 1918 года. 17 сентября в Баку из Гянджи переезжает правительство Азербайджанской Демократической Республики. 31 октября Турция капитулировала, и вскоре Баку был занят английскими войсками под командованием генерала У. Томсона. Английские войска вели себя бесцеремонно по отношению к местному населению. На одном из старых кладбищ на окраине города британские солдаты насиловали девушек, схваченных ими на улицах. Бакинцы прозвали это место "Английским парком". Впоследствии оно закрепилось за этим районом города, потеряв первоначальный страшный смысл.

 

Советский период

В середине апреля 1920 года части 11-й Армии РККА, разбив остатки войск Деникина, подошли к северным границам Азербайджана. 27 апреля советские войска перешли азербайджанскую границу, и не встретив сопротивления, 28 апреля вошли в Баку.

В советское время Баку стал столицей Азербайджанской Советской Социалистической Республики и превратился в один из крупнейших административных, промышленных, научных и культурных центров СССР. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Баку был основным стратегическим центром обеспечения топливом военной авиации и бронетехники, что являлось одним из важнейших факторов победы СССР. В то же время Германия строила планы захвата бакинской нефти, но благодаря поражению Вермахта в битве за Кавказ Баку не был захвачен. В послевоенные годы Баку также оставался значимым нефтеносным регионом СССР, однако политический и экономический кризис в 80-х годах породил новые реалии в жизни советского Азербайджана и Баку, что привело к серии страшных трагедий и расколу в обществе. Азербайджан в Великой Отечественной войне.

 

Чёрный январь

С началом армяно-азербайджанского конфликта в 1988—1989 гг. в Баку прибыло большое количество азербайджанских беженцев из Армении. В 1988—1990 гг. в городе происходили беспрецедентные беспорядки, которые переросли в армянские погромы. В ночь с 19 на 20 января 1990 г., под предлогом подавления антиармянских и антисоветских восстаний в Баку были введены военные части министерства обороны СССР . В стране эти события называют Чёрным январём (азерб. Qara Yanvar) или Кровавым январём (азерб. Qanlı Yanvar). Результатом стала кровавая расправа над местным населением, включая женщин, детей и стариков, пытавшихся остановить войска. Кинорежиссёр Станислав Говорухин по поводу ввода войск в Баку в 7-м номере еженедельника «Московские новости» от 18 февраля 1990 года в статье «Репетиция?» писал:

В ночь с 19-го на 20-е в город всё-таки вошли войска. Но Советская Армия вошла в советский город… как армия оккупантов: под покровом ночи, на танках и бронемашинах, расчищая себе путь огнём и мечом. По данным военного коменданта, расход боеприпасов в эту ночь — 60 тысяч патронов. На сумгаитской дороге стояла на обочине, пропуская танковую колонну, легковая машина, в ней — трое учёных из Академии наук, трое профессоров, одна из них — женщина. Вдруг танк выехал из колонны, скрежеща гусеницами по металлу, переехал машину, раздавив всех пассажиров. Колонна не остановилась — ушла громить «врага, засевшего в городе»

 

Наши дни

Сегодня, оправившись от экономического и социального кризисов тяжёлых постсоветских лет конца 20-го столетия, Баку переживает своё новое рождение как крупнейший экономический и культурный центр Закавказья. Региональный план развития Баку охватит период до 2030 года. Начальник отдела международных связей и информации Госкомитета по градостроительству и архитектуре Джахангир Годжаев отмечал:

Подготовленный в период Советского Союза план не отвечает требованиям свободной экономики, и поэтому при поддержке Всемирного Банка подготавливается план развития Баку. Это будет основой для создания нового генерального плана.
Это будет более долгосрочный документ, определяющий также параметры развития всего Баку и окружающих его посёлков и Апшеронского полуострова в общем. Во время подготовки плана будет использована мировая практика, приняты во внимание параметры развития города Сумгаит и Апшеронского района. Наряду с этим проводятся работы по планированию центральной части города Баку.

Один из масштабных градостроительных проектов является проект «Baku White City» (Белый Город Баку), предусматривающий восстановление и развитие восточной части центра столицы, известной как Чёрный город.

1 сентября 2010 года в Баку состоялось открытие Площади государственного флага, на которой был поднят флаг Азербайджана. Флагшток на площади с момента установки до мая 2011 года был самым высоким в мире и был включён в Книгу рекордов Гиннеса.

В мае 2012 года в Баку прошёл 57-й конкурс песни Евровидение, специально для которого был построен Бакинский кристальный зал.

В сентябре-октябре 2012 года в Баку состоялись матчи Чемпионат мира по футболу среди девушек в возрасте до 17 лет. А в 2015 году в Баку планируется проведение первых в истории Олимпийских игр стран Европы.

 

География

 

Расположение

Город расположен в южной части Апшеронского полуострова, на берегу Каспийского моря.

 

Климат

Климат Баку — мягкий континентальный и полупустынный (Классификация климатов Кёппена: BSk) с жарким сухим летом, прохладной зимой и редкими осадками. В некоторые годы выпадает много снега, а небольшие скопления снега случаются практически каждую зиму. Осадки летом бывают редко. Среднее годовое количество осадков составляет около 239 мм.

 

Достопримечательности

Аллея почётного захоронения (азерб. Fəxri xiyaban) — кладбище, расположенное в нагорной части Баку в виде аллеи, на котором похоронены видные азербайджанские деятели культуры, науки, литературы, искусства, Герои Советского Союза, политики, а также отличившиеся в различных областях экономики и сельского хозяйства и заслужившие почётные имена.
Аллея Шехидов (азерб. Şəhidlər Xiyabanı) — братская могила в Баку, где похоронены шехиды, герои борьбы за независимость Азербайджана, жертвы трагедии Чёрного января (126 человек) и погибшие за Карабах. На Аллее существует также безымянная могила, в котором похоронены части тел неопознанных убитых.
Атешгях (азерб. Atəşgah) — храм огнепоклонников. Храм сооружён проживавшей в Баку индусской общиной, относящейся к касте сикхов.
Бакинский зоопарк (азерб. Bakı Zooloji Parkı) — государственный зоологический парк в Баку. Старейший в Азербайджане. Открыт в 1928 году. Подчиняется Министерству культуры и туризма Азербайджана и исполнительной власти города Баку. Общая площадь зоопарка составляет 4,25 гектара.
Дворец Мухтарова (азерб. Səadət Sarayı) — здание в центральной части улицы Истигалийат («Независимость») города Баку.
Площадь государственного флага (азерб. Dövlət Bayrağı Meydanı) — площадь в городе на которой расположен государственный флаг Азербайджанской республики. 1 сентября 2010 года состоялось торжественное открытие площади, на которой стоит самый высокий в мире флагшток, на котором установлен флаг Азербайджана.
Квартал Ичери-Шехер (азерб. İçəri şəhər) — старый квартал и историко-архитектурный заповедник в центре города, является достопримечательностью города. В декабре 2000 года Ичери Шехер включен в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Девичья башня (азерб. Qız Qalası) — древняя крепостная постройка у прибрежной части «Старого города» (Ичери Шехер). Является одним из важнейших компонентов приморского «фасада» города. В декабре 2000 года Девичья башня включена в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Дворец Ширваншахов (азерб. Şirvanşahlar sarayı) — дворец правителей Ширвана, построенный в Баку в XV веке при ширваншахе Халил-Аллахе. В декабре 2000 года дворец включен в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Бакинская телебашня (азерб. Azəri Televiziya Qülləsi) — сооружение высотой 310 м в Баку.
Парашютная вышка (азерб. Paraşüt Qülləsi) — сооружение высотой 75 м на приморском бульваре.

 

К Достопримечательностям можно отнести и ......

 

Театры

Азербайджанский драматический театр;
Азербайджанский театр оперы и балета им. М.Ф. Ахундова;
Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького;
Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна;
Театр кукол им. А. Шаига;
Бакинский государственный цирк.

 

Музеи

Азербайджанский государственный музей музыкальной культуры (азерб. Azərbacan Musiqi Mədəniyyət Dövlət Muzeyi).
Азербайджанский государственный музей искусств (азерб. Rüstəm Mustafayev adına Azərbaycan dövlət incəsənət muzeyi) — крупнейший в Азербайджане музей произведений искусств, начиная с древнейших времен до наших дней.
Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства (азерб. Lətif Kərimov adına Azərbaycan dövlət xalçaçılıq və xalq tətbiqi sənəti muzeyi) — первый в мире музей ковра. Основан в 1967 году.
Музей Азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви (азерб. Nizami Gəncəvi adına Azərbaycan ədəbiyyatı muzeyi) — музей является одной из крупнейших и богатейших сокровищниц азербайджанской духовной культуры.
Бакинский музей миниатюрных книг (азерб. Miniatur Kitab Muzeyi) — единственный в мире музей миниатюрной книги
Музей истории Азербайджана (азерб. Azərbaycan tarixi Muzeyi — музей основан в 1920 году.
Музей современного искусства (азерб. Müasir incəsənət muzeyi) в Баку. В музее собраны свыше 800 работ азербайджанских художников и скульпторов, в основном работающих в авангардном стиле.

 

Мечети

Дворцовая мечеть (азерб. Saray məscidi) — мечеть XV века, входящая в комплекс дворца Ширваншахов.
Мечеть Мухаммеда (Мечеть Сыныгкала) (азерб. Məhəmməd məscidi) — мечеть XI века в Ичери-Шехере.
Мечеть Биби-Эйбат (азерб. Bibiheybət məscidi) — шиитская мечеть, расположенная на берегу Бакинской бухты.
Мечеть Джума (азерб. Cümə məscidi) — мечеть в Баку находится в исторической части города в Ичери Шехер.
Мечеть Тезепир (азерб. Təzəpir) — мечеть в Баку. Строительство мечети началось в 1905 году при покровительстве меценатки Набат-ханум Ашурбековой архитектором Зивер беком Ахмедбековым. После смерти меценатки, строительство было приостановленно. Однако вскоре продолжилось при её сыне и было закончено в 1914 году.

 

Церкви

Кафедральный Собор Святых Жен-Мироносиц (азерб. Müqəddəs Mürdaşıyan Zənənlər Başkilsəsi) — русский православный собор, освящённый во имя жен-мироносиц. Построен в 1909 году архитектором Ф. М. Вержбицким на средства выделенные Военным министерством. Ныне входит в состав Бакинской и Азербайджанской епархии Московского Патриархата.
Церковь Святого Григория Просветителя (азерб. Erməni Kilsəsi, арм. Բաքվի Սուրբ Գրիգոր Լուսաորիչ եկեղեցի) — армянская апостольская церковь XIX века.
Церковь Спасителя — лютеранская церковь.
Церковь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (азерб. Bakirə Məryəmin Məsum Hamiləliyi şərəfinə kilsə) — католическая церковь. Данная церковь — единственный действующий католический храм на территории Азербайджана. Бакинский католический приход находится под пастырским попечением католической миссии sui iuris в Баку.

 

Памятники

Памятник М. Ф. Ахундову;
Памятник Ази Асланову;
Композиция Бахрам-Гур;
Памятник Низами Гянджеви;
Памятник Мехти Гусейнзаде;
Памятник М. А. Сабиру;
Памятник Узеиру Гаджибекову;
Памятник Натаван;
Композиция Освобождённой женщине;
Памятник Самеду Вургуну;
Памятник Физули;
Мемориальный комплекс в сквере Сабаил;
Памятник Нариману Нариманову;
Памятник Мешади Азизбекову;
Памятник Зардаби;
Памятник Севиль Газиевой;

Памятник Микаилу Мушфигу;
Памятник Алеше Джапаридзе;
Памятник Насими;
Памятник Джафару Джабарлы;
Памятник Рихарду Зорге;
Памятник Борису Ванникову;
Композиция «Семь красавиц»;
Памятник Айне Султановой;
Памятник Вахиду;
Памятник Гусейн Джавиду;
Памятник Шаху Исмаилу Хатаи;
Памятник Гаджи Зейналабдину Тагиеву;
Памятник Кафуру Мамедову;
Композиция «Высвобождающаяся энергия»;
Памятник Хагани;
Памятник Юсифу Мамедалиеву;

Монумент турецким воинам;
Памятник Зарифе Алиевой;
Памятник Александру Пушкину;
Памятник Азиму Азимзаде;
Памятник Тофику Бахрамову;
Памятник Гейдару Алиеву;
Памятник Джордже Энеску;
Памятник жертвам Ходжалы;
Памятник Тарасу Шевченко;
Памятник Алишеру Навои;
Памятник Мустафе Кемаль Ататюрку;
Памятник Зивербеку Ахмедбекову;
Памятник Фикрету Амирову;
Памятник Вольфгангу Моцарту;
Памятник Кероглу;
Памятник Бюль-бюлю;
Памятник Николе Тесле.

 

Экономика

Баку — крупнейший промышленный и экономический центр Закавказья. Основными отраслями, обеспечивающими экономическое развитие города, являются международная торговля, нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная, пищевая, текстильная промышленность. В последние годы сильно развиваются военная промышленность, высокотехнологичные отрасли и информационные технологии. Однако Баку был признан самым дорогим городом для путешествующих бизнесменов на пространстве СНГ в первом полугодии 2009 года.

 

Промышленность

 

- Нефть и газ

Бакинский нефтегазоносный район — крупнейший район по добыче, запасам нефти и газа в Азербайджане. Нефтяные месторождения района расположены в пределах Южно-Каспийского нефтегазоносного бассейна, на территории Апшеронского полуострова и прилегающей акватории Каспийского моря.

 

- Месторождения

Недалеко от города расположены основные нефтяные и газовые месторождения Азербайджана:

Азери-Чираг-Гюнешли — группа шельфовых нефтегазовых месторождений в южной акватории Каспийского моря, в 90 км к востоку от Баку.
Карабах — нефтегазовое месторождение. Расположена в 130 км к востоку от Баку.
Шах-Дениз — шельфовое газоконденсатное месторождение. Расположено на юго-западе Каспийского моря, в 70 км к юго-востоку от Баку.

 

- Контракт века

20 сентября 1994 года во дворце «Гюлистан», в Баку было заключено соглашение, которое ввиду его огромной значимости получило название Контракт века. Контракт Века вошёл в список самых крупных соглашений как по количеству углеводородных запасов, так и по общему объёму предполагаемых инвестиций. Соглашение о долевом распределении продукции глубоководных месторождений Азери, Чыраг, Гюнешли нашло своё отражение на 400 страницах и 4 языках.

 

Компании

В нефтегазовом комплексе заняты многие нефтегазовые компании мира. Крупнейшие:

Amoco;
BP (через дочернюю компанию BP Azerbaijan);
ExxonMobil;
Statoil;
Лукойл (через дочернюю компанию LukAgip N.V.)
Total;
SOCAR;

 

Бакинский нефтеперерабатывающий завод

На территории города действует значительное количество предприятий оборонной промышленности, среди них: AZAD Systems Co, Завод ЭВМ, НПП «Иглим», Завод «Авиа-агрегат», НПП «Сенайеджихаз», Завод «Радиогураштырма»,Завод "Телемеханика", Завод «Алов» и другие.

 

Финансовый сектор

В Баку действуют офисы азербайджанских и филиалы международных банков. Крупнейшими банками Баку являются: Credit Suisse, HSBC, Société Générale, UniCredit, Международный банк Азербайджана. Бакинская фондовая биржа — главная фондовая биржа страны. Была учреждена 15 февраля 2000 года. Биржа является закрытым акционерным обществом, насчитывает 18 акционеров — юридических лиц. БФБ имеет торговый зал из 30 рабочих мест, технически позволяющих проводить торги по ценным бумагам любого вида. БФБ обладает также депозитарием, рассчитанным на содержание ценных бумаг, выпущенных в документарной и бездокументарной форме. Учредителями Бакинской биржы стали 15 крупнейших банков Азербайджана, две финансовые компании и Стамбульская фондовая биржа. Взнос каждого из них — 300 млн азербайджанских манатов. Уставной фонд биржи составил 5.4 млрд манатов. К 1 июля 2008 года оборот составлял 4021,759 млн манатов ($4954,736 млн.). 

 

Транспорт

Баку — крупнейший транспортный узел Азербайджана. В городе сходится ряд важных автомобильных и железнодорожных магистралей, связывающие Апшеронский полуостров с Горным Ширваном. В городе имеются морской порт и международный аэропорт.

 

- Международный

 

Авиационный транспорт

Аэропорт имени Гейдара Алиева (ICAO: UBBB IATA: GYD) — один из семи международных аэропортов, обслуживающих Азербайджан. Ранее он носил название «Международный аэропорт Бина́», по названию пригорода Баку. Переименован 10 марта 2004 года в честь Гейдара Алиева, третьего Президента Азербайджана. Находится в 25 километрах к востоку от города. Аэропорт имеет две взлетно-посадочных полосы — (16л/34п) — 2 700 метров и (18п/36л) — 3200 метров. Порт приписки национальной авиакомпании «AZAL — Азербайджанские Авиалинии»[117] и грузовой авиакомпании Silk Way Airlines. Из аэропорта выполняются пассажирские и грузовые рейсы в страны Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной и Средней Азии.

 

Морской транспорт

Составной частью транспортной системы Азербайджана в международных транспортных проектах и коридорах являются железнодорожные паромные переправы Баку — Туркменбаши, Баку — Актау.

 

Баку — Туркменбаши

Паромная переправа Баку — Туркменбаши — железнодорожно-пассажирская переправа на Каспийском море между городами Баку и Туркменбашы (Туркменистан). Расстояние — 306 км. Каждый из действующих паромов берёт на борт 28 железнодорожных вагонов и 200 пассажиров. Все восемь судов, работающих на переправе, ходят под азербайджанским флагом. Данная переправа входит в европейский маршрут E60.

 

Трубопроводный

Газопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум (Южнокавказский трубопровод) был официально открыт 25 марта 2007 года. Диаметр трубопровода — 42 дюйма, протяжённость составляет 970 км (442 км в Азербайджане, 248 км в Грузии и 280 км от грузино-турецкой границы до Эрзурума). Длина каждой трубы — 11,5 м. По нему предусматривается прокачка газа, добываемого в рамках проекта Шах-Дениз.
Нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан — трубопровод для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Официальное торжественное открытие всего нефтепровода прошло 13 июля 2006 в Джейхане. Протяжённость 1773 километра (по территории Азербайджана (449 км), Грузии (235 км) и Турции (1059 км)). Проектная пропускная мощность — 50 миллионов тонн нефти в год, или один миллион баррелей в сутки. Стоимость — 3,6 млрд долларов.
Нефтепровод Баку — Супса был пущен в эксплуатацию 17 апреля 1999 года. Трубопровод был построен в рамках контракта на разработку месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, его протяжённость составляет 837 километров. Диаметр трубопровода 530 мм.
Нефтепровод Баку — Новороссийск — трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.
Nabucco — проектируемый магистральный газопровод протяжённостью 3300 км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию.

 

- Внутренний

 

Метрополитен

Баки́нский метрополите́н (азерб. Bakı Metropoliteni) — вид городского транспорта, проложенного под землей в Баку (Азербайджан). Бакинский метрополитен начал свою работу 6 ноября 1967 года через год после тбилисского метрополитена и стал пятым метрополитеном в СССР после московского, ленинградского, киевского и тбилисского. После Бакинского метрополитена в СССР долгое время не вводили в строй метро в других городах, пока наконец в 1975 году не открылся харьковский метрополитен. В настоящее время Бакинский метрополитен насчитывает 23 станции, общая протяжённость линий — 34,6 км. Ранее был одним из наиболее дешёвых по стоимости проезда метрополитенов мира (стоимость одной поездки составляла 0,05 $ на 1 октября 2009 года, стоимость поездки в Пхеньянском метрополитене — около 0,03$). На октябрь 2013г. стоимость проезда составляет 20 гяпиков, что равняется примерно 8 рублям. На схеме Бакинского метрополитена изображены две линии, однако фактическая система движения поездов не соответствует схеме. На участке "Джабар Джабарлы - Шах Исмаил Хатаи" осуществляется автономное движение поездов. Остальной участок зеленой линии функционирует в составе красной линии где осуществляется маршрутное движение поездов.

 

- Линии и станции

Несмотря на наличие двух линий, движение осуществляется не отдельно для каждой линии, а по вилочной схеме.

 

Красная линия (азерб. Qırmızı Хətt)

 

      Станции                                                    Дата открытия                                                                                                    Выходы

«Ичери Шехер»                            6 ноября 1967 года                                    ул. Истиглалият, Ичери-шехер, Бакинская мэрия, Бакинская Филармония

 «Сахил»                                                                                          ул. Гаджибекова и Алиевой, просп. Бюльбюля, Морская Академия, парк "Сахил"  

''28 май''                                                                                              ул. 28 мая,Нефтяная Академия, Бакинский железн. вокзал, ул.Диляры Алиевой                                                                                                                                                                                

 «Гянджлик»                                                                                                                                            ул. Фатали Хана Хойского и просп. Ататюрка

«Нариман Нариманов»                                                                                                                                                      ул. Тебриз и Ага Нейматулла

«Улдуз»                                         5 мая 1970 года

«Кероглу»                                6 ноября 1972 года                                           железн. платформа «8-й километр» и автостанция «Мешади Азизбеков»

«Кара Караев»    

«Нефтчиляр»                                                                                                                                                                                                   «Аврора»

«Бакмил»                              28 марта 1979 года                                                                                                                             «Электрозаводская»

«Халглар достлугу»               28 апреля 1989 года     

«Ази Асланов»                     10 декабря 2002 года                                                                                               ул. Худу Мамедова и Мухаммеда Хади

 

Зелёная линия (азерб. Yaşıl Хətt)

«Низами Гянджеви»            31 декабря 1976 года                                                                                                                      ул. Джафара Джаббарлы

«Элмляр Академиясы»        31 декабря 1985 года                                           прос. и парк Гусейн Джавида, Бакинский Государственный Университет,                                                                                                                                                                                        Академия Наук Азербайджана

«Иншаатчылар»                  31 декабря 1985 года                                                                                                                        улица А.М. Шарифзаде

«20 января»                                                                                              пересечение Московского и Тбилисского проспектов, Велотрек «Площадь 11                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Красной Армии»

«Мемар Аджеми»                                                                                                                                             ул. Джавадхана, Московский Универмаг

«Насими»                          9 октября 2008 года                           Национальный Офтальмологический Центр имени академика Зарифы ханум Алиевой

«Азадлыг проспекти»       30 декабря 2009 года                                                                                                        8 микрорайон и проспект Азадлыг 

«Дарнагюль»                    29 июня 2011 года   

 

 

Зелёная линия. Джафар Джаббарлы — Шах Исмаил Хатаи

 

 

«Шах Исмаил Хатаи»                    22 февраля 1968 года                                                 проспект Ходжалы

 

«Джафар Джаббарлы»                   27 декабря 1993 года                                    28 Mall, проспект Азадлыг, Нефтяная Академия

 

Хронология открытия участков

6 ноября 1967: Бакы Совети — 28 Май — Нариман Нариманов, 6,5 км
22 февраля 1968: 28 Апреля (ныне 28 Мая) — Шаумян (ныне Шах Исмаил Хатаи), 2,3 км, «28 Апреля» — общая станция для обеих линий с вилочным движением
5 мая 1970: Нариман Нариманов — Улдуз, 2,1 км
25 сентября 1970: Нариман Нариманов — Платформа Депо (ныне Бакмил), 0,5 км (образовано вилочное движение)
7 ноября 1972: Улдуз — Нефтчиляр, 5,3 км
31 декабря 1976: 28 Апреля — Низами Гянджеви, 2,2 км (по сути трёхмаршрутное вилочное движение в узле «28 Апреля»)
31 декабря 1985: Низами Гянджеви — Мемар Аджеми, 6,5 км
28 апреля 1989: Нефтчиляр — Ахмедлы, 3,3 км
27 декабря 1993: Джафар Джаббарлы передача участка «28 Май — Мемар Аджеми» первой линии; линия 2 превращается в единственный однопутный перегон «Джафар Джаббарлы — Шах Исмаил Хатаи» (с 17-го декабря 2008 двухпутный)
10 декабря 2002: Ахмедлы — Ази Асланов, 1,4 км
9 октября 2008: Мемар Аджеми — Насими, 1,7 км
30 декабря 2009: Насими — Азадлыг, 1,3 км
29 июня 2011: Азадлыг — Дарнагюль, 1,6 км

 

Железнодорожный транспорт

В настоящее время поезда дальнего следования прибывают на Бакинский вокзал. С него ходят поезда в Москву, Киев, Тбилиси, Санкт-Петербург, Харьков, Тюмень, Ростов-на-Дону, Акстафу, Белоканы, Горадиз, Гянджу, Астару. После открытия коридора Баку — Тбилиси — Карс планируется открытие маршрутов в Карс и Стамбул. Пригородные поезда отправляются со станции Кишлы.


Бакинский фуникулёр

Баки́нский фуникулёр (азерб. Bakı funikulyoru) — фуникулёрная система в Баку (Азербайджан). Соединяет площадь на проспекте Нефтяников и Нагорный парк.


- История

Фуникулёр построен по инициативе Алиша Лемберанского. Открыт в 1960 году. Директор Тофик Исмайлов, который руководит фуникулёром с 2006 года. 11 человек персонала. В советское время вагоны были построены в Харькове по специальному заказу. Главный конструктор — Аракелов Радчик Авакович.


- Современный фуникулёр

В 2001 году на бакинском фуникулёре был проведён капитально-восстановительный ремонт. Следующий ремонт был проведен в 2007 году. Использование современных технологий при ремонте позволило ликвидировать шум от рельсов при движении вагона. В планах Министерства транспорта Азербайджана и Мэрии города Баку модернизация бакинского фуникулёра и его продление. С вагона фуникулёра взору горожан и гостей азербайджанской столицы предстаёт медленно разворачивающаяся великолепная панорама города и части Каспийского моря.

 

- Интересные факты

Недалеко от станций фуникулёра находится «Гостевой дом» для высокопоставленных визитёров. Фото и видео съёмка там нежелательны.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                      Материал статьи взят на сайте Википедия ru.wikipedia.org по свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

                                                                                                                                                                                                                                                           '' Авторы Википедии '' - по гиперссылке: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Баку&action=history

Top.Mail.Ru